В грандиозном проекте Путина по строительству Евразийского союза - соперника ЕС - стали видны трещины, утверждает Financial Times. Белоруссия и Казахстан отказались по примеру Москвы ввести эмбарго на импорт некоторых категорий продовольствия из ЕС и ряда других стран, поясняет журналист Джек Фарчи.
Отсутствие общей позиции подрывает заявленные цели Евразийского союза - идею создания общего рынка.
"Это в очень большом смысле проблема для отношений внутри союза, - говорит Досым Сатпаев, глава аналитического центра Risk Assessment Group (Алма-Ата). - Я не уверен, что этот интеграционный проект будет существовать долго".
По мнению газеты, в последние дни трения стали заметнее. На прошлой неделе Назарбаев заявил в интервью, что Казахстан имеет право выхода из Евразийского экономического союза.
Москва и Астана постарались преуменьшить вероятность выхода Казахстана из союза, который официально будет существовать только с января 2015 года.
Но чиновники и аналитики говорят, что украинский кризис вызвал трения в отношениях. "Теперь ясно, что эта ассоциация с Россией может дорого обойтись Казахстану", - сказал неназванный "человек, осведомленный о размышлениях правительства в Астане", по выражению газеты.
Казахстан старается балансировать между интересами России и Китая. Но его прочные связи с Россией означают, что санкции против Москвы неизбежно сказываются на Казахстане, говорит Умут Шаяхметова, председатель правления "Народного банка Казахстана". "Мы уже получаем от западных банков массу вопросов о соблюдении [санкций]", - пояснила она.
Недавно Путина спросили, возможен ли в Казахстане "украинский сценарий" после того, как Назарбаева сменит некий преемник.
Путин похвалил ум Назарбаева, а также сказал, что до 1991 года "у казахов не было государственности никогда". "Он добавил, что убежден, что Казахстан останется в Евразийском союзе, так как его граждане сознают, что это им "выгодно для того, чтобы оставаться на пространствах так называемого большого русского мира, который является частью мировой цивилизации", - говорится в статье.
В Казахстане эти слова были восприняты как смесь угрозы с оскорблением, считает газета.