Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
4 июля 2012 г.

Кэтрин Белтон | Financial Times

Россия: все внимание на прибыль

Financial Times затрагивает тему второй волны приватизаций, инициированной в 2010 году тогдашним президентом РФ Дмитрием Медведевым в целях фундаментального реформирования российской экономики и увода ее от сырьевой зависимости. В настоящее время борьба за приватизируемые активы усиливается, приоткрывая завесу тайны над разногласиями между консерваторами и либералами в Кремле. Отчасти борьба носит идеологический характер, отчасти ведется за "деньги и власть". При этом в неожиданно выгодном положении оказываются новые игроки с хорошими связями, пишет корреспондент Кэтрин Белтон.

Правительству Медведева "не нравится, как управляются государственные корпорации, и если эти корпорации потерпят неудачу, они хотят, по крайней мере, сделать так, чтобы это не было неудачей правительства. У них и так полно забот", объяснил мотивы инициаторов приватизации экономист Сергей Гуриев.

Воспоминания о предыдущем опыте приватизации в России создают негативное отношение к инициативе Медведева. Добавляют сомнений и неурядицы на мировых рынках: акции многих предприятий упали до минимумов 2008-2009 годов, в связи с чем "возникают подозрения, что активы первого эшелона опять за бесценок продадут людям и компаниям с хорошими связями". "Если внешние инвесторы не хотят нести российские риски, возникает вопрос о мотивах тех, кто хочет это дело [приватизацию] ускорить", - сказал неназванный банкир из окружения главы "Роснефти" Игоря Сечина. Впрочем, не исключено, что из-за ситуации на мировых рынках следующие раунды приватизации будут отложены. "Предсказывать что-либо сложно. Правительство столько раз анонсировало программу, и всякий раз заключение собственно договоров приватизации откладывалось", - отметил Гуриев.

После возвращения в президентское кресло Владимира Путина из перечня распродаваемого имущества были исключены акции энергетических компаний, что сократило этот список почти наполовину и сделало реализацию уцелевшей части программы еще более желанной. "Можно смириться с шагом назад в энергетическом секторе, если это не мешает ускорению реформ в других частях экономики", - говорит экономист московского инвестиционного банка "Тройка-Диалог" Крис Уифер. На сегодняшний день к продаже предлагаются доли в "Аэрофлоте", "Совкомфлоте", "Алросе", "РЖД" и "Новороссийском морском торговом порте" (НМТП).

Многим представляется подозрительным внезапное возвышение совладельца и председателя совета директоров компании "Группа Сумма" Зиявудина Магомедова. "...Из-за отсутствия у него [Магомедова] опыта в управлении крупными инфраструктурными холдингами, а также из-за связей с чиновниками из окружения Медведева "Сумма" оказалась в центре противоречий по поводу намеченной распродажи. Это означает, что по тому, какие акции она купит и сколько за это заплатит, будут судить о том, в состоянии ли Москва дистанцироваться от прежних, грязных приватизаций и, следовательно, укреплять рыночную экономику", - говорится в статье. Известно, что Магомедов учился вместе с вице-премьером Аркадием Дворковичем и до сих пор поддерживает с ним дружеские отношения. "Медведевским проектом" назвал "Сумму" ведущий банкир-международник, имя которого в статье не приводится.

Вопросы вызывает, в частности, история сотрудничества "Группы Сумма" с "Транснефтью": приобретение земли в Приморске обернулось для "Суммы" "полноценным партнерством" с транспортной монополией, что нетипично для российского рынка. В 2011 году "Группа Сумма" на паях с "Транснефтью" приобрела 50% НМТП, в результате войдя в высшую лигу российского бизнеса и получив доступ к распродажам госсобственности в других секторах экономики. С тех пор стоимость акций предприятия, торгуемого на Лондонской фондовой бирже, упала более чем на 40%.

"Они получили от "Транснефти" крупные контракты, не имея в этой области вообще никакого опыта", - говорит бывший заместитель министра энергетики Владимир Милов. По словам Магомедова, "Сумма" "просто оказалась в нужном месте в нужное время и быстрее других приобрела землю в Приморске", а дальнейшее сотрудничество с "Транснефтью" стало результатом "удачного частноправового партнерства".

Сейчас "Группа Сумма" нацелена на приобретение еще 20% НПТП и оператора железнодорожных контейнерных перевозок ОАО "ТрансКонтейнер". Против первой сделки возражает Игорь Сечин - по его мнению, правильно было бы передать НМТП "Роснефти". Глава РЖД Владимир Якунин, в свою очередь, препятствует продаже акций "ТрансКонтейнера". "Приватизация не должна быть целью государственной политики, целью политики должно быть повышение эффективности железнодорожного транспорта, - сказал Якунин в интервью. - Частный собственник заинтересован в одном - получить прибыль от своих инвестиций. Это не то же самое, что забота о безопасности пассажира или правильное управление предприятием. "Сумма" заинтересована в покупке всего - вопрос в том, за какие деньги и для каких [целей]".

По мнению людей, в том числе банкиров, из окружения Медведева, при всех сомнениях относительно того, каким образом потенциальные покупатели вроде "Группы Сумма" достигли нынешнего положения, на этот раз приватизация будет куда более честной, чем 20 лет назад. "Разница огромная, - говорит Гуриев. - Мы знаем, как проводить аукционы. Правительство к тому же может нанять для проведения приватизаций инвестбанки с хорошей репутацией". Какая разница, у кого какие связи, говорит он, - "если все продается на прозрачных и конкурентных тендерах, то и выручка будет справедливой".

Источник: Financial Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru