Известный британский журналист Роберт Фиск рассказывает о своих встречах с Усамой бен Ладеном в интервью, которое он дал по телефону из Бейрута итальянскому корреспонденту Энрико Франческини. Интервью опубликовано в газете La Repubblica.
"Никакой другой журналист или представитель Запада не знал Усаму бен Ладена лучше, чем Роберт Фиск, корреспондент Times, а позднее и Independent. Фиск - единственный, кто трижды интервьюировал бен Ладена", - пишет издание.
Известие о том, что Усаму бен Ладена убили, Фиск встретил равнодушно: "Я не испытывал ни удовольствия, ни боли, как будто бы тяжесть валилась с моих плеч. Усама упоминал обо мне в своих выступлениях. Он называл меня "журналистом, которому бен Ладен доверяет". Такие рекомендации не способствовали тому, чтобы передо мной расстилали красную ковровую дорожку в Белый дом".
Фиск рассказал, какое впечатление на него производил Усама: "Люди с годами меняются. В молодости он одевался очень просто, нарочито скромно, хотя принадлежал к богатой семье. В самом конце, на видео, которые он распространял со своими обращениями, он уже был одет, как шейх, в элегантные, шитые золотом одежды. Он стал тщеславным, и внешнее тщеславие, вероятно, являлось отражением того, что он о себе думал".
Отвечая на вопрос корреспондента о том, был ли Усама умным человеком, Фиск ответил: "Когда я задавал ему вопрос, он не отвечал сразу же, он ждал минуту, две, три, а потом, когда наконец открывал рот, говорил, будто читал книгу. Я не знаю, можно ли это назвать признаком ума, но, вне всякого сомнения, глупцом он не был. Вместе с тем, у него были огромные пробелы в знаниях. Он ничего не знал о гражданской войне в Соединенных Штатах. Он был уверен, что одержит победу над Америкой, как одержал победу над советской Красной армией в Афганистане".
"Как ему удалось стать лидером "Аль-Каиды"?" - задал вопрос Энрико Франческини. "По многим причинам, в том числе, потому, что он был высоким, красивым, он был умелым оратором. Он говорил о Западе то, о чем арабские лидеры, Мубарак, Бен Али, не могли и не хотели говорить, он говорил о том, что воспламеняло самую бедную, неграмотную, недовольную часть их общества", - говорит Фиск.
"Усама неоднократно говорил, что его не удастся взять живым, что он не сдастся врагу. И когда я его провоцировал, говоря, что за ним идет охота, он отвечал, что опасность является частью нашей жизни", - рассказывает британский журналист.
"И вот теперь бен Ладен мертв. "Я бы предпочел, чтобы его доставили в Нью-Йорк и предали суду. Кто знает, сколько интересных вещей он мог бы рассказать: мне он всегда говорил, что не сотрудничал с ЦРУ во время сопротивления афганских моджахедов Красной армии, но я ему не верил. В любом случае "арабская весна" прошедших месяцев уже загасила его мечту о великом исламском фундаменталистском халифате от Багдада до Каира. Усама уже потерпел поражение. Но мертвым, если его последователи превратят его в мученика, он может причинить больше вреда, чем живой", - подчеркнул британский журналист.