Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
5 октября 2011 г.

Обзор прессы | InoPressa: тема дня

Евразийский союз: "путинский ЕС" на базе экономики

Владимир Путин опубликовал статью о новом интеграционном проекте, который должен сплотить государства постсоветского пространства на базе экономических интересов. Путин уже сформировал бесчисленные организации под руководством Москвы, стараясь удержать утраченное с распадом СССР могущество, пишут СМИ, но прежде попытки были во многом политическими или чисто декоративными.

Через неделю после заявления о своем возвращении на президентский пост Путин выдвинул грандиозную идею, цель которой - вернуть в лоно объединения бывших соседей России по СССР, сообщает The Guardian. Предложение создать Евразийский союз - признак имперских замыслов российского премьера, полагает журналистка Мириам Элдер. Путин уже сформировал бесчисленные организации под руководством Москвы. В последние годы он фокусируется на экономической интеграции.

По мнению Элдер, сделать Евразийский союз одним из полюсов современного мира будет очень нелегко. В 2010 году ВВП ЕС составил 16 трлн долларов, а ВВП СНГ - всего 1,9 трлн.

Статья в "Известиях" - первая внешнеполитическая инициатива Путина после его заявления о возвращении в президентское кресло. Редактор журнала "Россия в глобальной политике" Федор Лукьянов подчеркнул: "Логика, стоящая за планом Евразийского союза, преимущественно экономическая, и в этом смысле план отличается от предыдущих попыток продемонстрировать лидерство России - они были политическими или чисто декоративными".

Владимир Путин мастерит "маленький ЕС", пишет постоянный автор австрийской DiePresse Эдуард Штайнер. На страницах российской газеты Путин рассуждает о создании Евразийского союза, членами которого должны стать государства постсоветского пространства.

"Новый интеграционный проект для Евразии - будущее, которое рождается сегодня", - такое название носит статья в "Известиях". Путин, по его собственным словам, подразумевает под этим "модель мощного наднационального объединения, способного стать одним из полюсов современного мира и при этом играть роль эффективной "связки" между Европой и динамичным Азиатско-Тихоокеанским регионом".

Комментаторы трактуют статью российского премьера не иначе как программу его третьего президентского срока. "Через 20 лет после распада Советского Союза Путин активнее, чем раньше, пытается взять на себя роль интегратора расколотого постсоветского пространства. И в отличие от прежних попыток, в настоящий момент существуют реальные шансы, что реинтеграция, по крайней мере с отдельными государствами, пройдет успешно", говорится в статье. Формирование Таможенного союза с Белоруссией и Казахстаном идет полным ходом, примкнуть к нему могут и Киргизия с Таджикистаном. Обозреватель особо отмечает, что Путин не упоминает в этой связи Украину.

По мнению многих политологов, у России имеются неплохие шансы осуществить задумку Путина. Так, если российское доминирование на постсоветском пространстве еще 5 лет назад вызывало сомнения, то сегодня его никто не оспаривает, считает публицист и политолог Федор Лукьянов. У США и ЕС другие приоритеты, интересы Китая ограничиваются экономикой, а Турция, несмотря на амбиции, пока не в силах претендовать на роль полноценного патроната.

Перспектива объединения с Казахстаном и Белоруссией вряд ли внушит большинству россиян ощущение, что империя выполняет свое великое предназначение, пишет корреспондент The Financial Times Чарльз Кловер, "но для горстки убежденных "евразийцев" заявление Путина о движении к "Евразийскому союзу" трех стран - квинтэссенция их собственных устремлений".

"Мы 25 лет ждали, пока наше руководство произнесет эти слова публично", - заявил во вторник в Москве Александр Дугин, лидер Евразийского движения. "Дугин два десятка лет старается сделать диктатуру чем-то ультрамодным", - замечает Кловер.

Дугин полагает, что Россия должна создать оплот "евразийской мощи", чтобы защититься от "атлантизма". "Согласно концепции Дугина, заново рожденная Россия будет слегка модифицированной версией СССР с антиутопическими отголосками Оруэлла", - пишет Кловер, поясняя, что в романе "1984" Евразия была одним из трех сверхгосударств, находившихся в состоянии перманентной войны между собой.

Дугин не скрывает своих тесных отношений с Кремлем. Он говорит, что он и его единомышленники "участвовали в подготовке" статьи Путина о Евразийском союзе, опубликованной в "Известиях". "К сожалению, наши формулировки смягчили", - посетовал он.

Путин пробудил страх перед возрождением СССР, утверждает The Daily Mail. Так газета трактует планы создания Евразийского союза. Впрочем, сам Путин отрицает, что это попытка возродить "старую коммунистическую империю России", как выражается издание. "Однако заверения Путина вряд ли убедят некоторые бывшие республики СССР. Многие из них вообще относятся к намерениям Кремля подозрительно", - говорится в статье.

По мнению газеты, некоторые предполагаемые партнеры будут сопротивляться: Янукович еще в сентябре пожаловался, что Кремль заставляет Украину вступить в Таможенный союз, Белоруссия возражает против передачи России крупной доли своих промышленных активов.

Комментируя предложение Владимира Путина о создании Евразийского союза, обозреватель Le Figaro Пьер Русселен отмечает, что "речь идет не о воссоздании советской империи, а скорее о реакции на конкуренцию с Китаем в Центральной Азии". "Сенсационный рост Китая изменил отношения между двумя странами. Соотношение сил стало прямо противоположным. Если Россия занимает лишь 10-е место в списке торговых партнеров Китая, то Китай в 2010 году стал ведущим партнером России. Конкуренции в Центральной Азии способствуют высокие энергетические потребности Китая, - отмечает журналист. - В исследовании Стокгольмского института исследования проблем мира прогнозируется, что Пекин и Москва продолжат поддерживать тесные дипломатические контакты, но два столпа их отношений - военное и энергетическое сотрудничество - рухнут. В результате, делает вывод институт, вес России в глазах Китая продолжит снижаться".

В блоге на сайте The Financial Times журналистка Изабель Горст анализирует, что означает идея Евразийского союза для Казахстана. В прошлом году Россия, Казахстан и Белоруссия образовали Таможенный союз, а с января 2012 года планируют слиться в единое экономическое пространство, говорится в статье. Евразийский союз предполагает еще более глубокую интеграцию.

В определенном смысле идея Евразийского союза понравится Нурсултану Назарбаеву, полагает журналистка: в 1991 году он неохотно согласился на упразднение СССР. Между тем этот 71-летний бывший функционер КПСС одновременно старается гарантировать независимость Казахстана, балансируя между Россией, Китаем и Западом.

Вступив в Таможенный союз, Казахстан развеял страхи России перед растущим влиянием Китая. "Но Таможенный союз также оправдан в экономическом плане: Казахстан, где 16 млн населения, получает доступ на десятикратно больший рынок", - пишет Горст. Астана надеется, что зарубежные инвесторы теперь заинтересуются казахстанской промышленностью, что позволит отойти от нефтегазовой зависимости. Впрочем, Казахстану еще необходимо обуздать коррупцию и реформировать судебную систему.

Российский эксперт Сергей Алексашенко полагает, что говорить о политическом объединении России, Белоруссии и Казахстана слишком рано. Ради создания этого объединения лидерам всех трех стран придется попрощаться с властью, сказал он в интервью радиостанции "Эхо Москвы".



facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru