Религиозность - врожденное свойство человека, утверждает журнал The New Scientist, ссылаясь на новейшие исследования. "Наш мозг без труда творит целый мир воображаемых существ - духов, богов и чудовищ, и чем неувереннее мы себя чувствуем, тем труднее противиться этому искушению", - пишет автор статьи Майкл Брукс.
Согласно одной из широко распространенных гипотез, религия появилась в результате естественного отбора: верующие лучше приспособлены к жизни и, соответственно, чаще передают свои гены потомкам. Общие верования помогали нашим предкам жить сплоченными группами, сообща охотиться, собирать плоды и заботиться о детях и тем повышали их конкурентоспособность, поясняет издание.
Однако, возражают некоторые ученые, вера в загробную жизнь и другие безосновательные убеждения вряд ли помогают выжить и продолжить свой род в суровой реальности. Антрополог Скотт Этрен из Мичиганского университета и его единомышленники выдвигают альтернативную версию: религия - органичный побочный эффект человеческого мышления.
Уже пятимесячный младенец отличает живые существа от неодушевленных предметов: если коробка движется как бы сама собой, он удивляется, отмечает автор. Поверье, что во сне или в магическом трансе душа может покидать тело, распространено у всех народов. Примерно у каждого второго четырехлетнего ребенка есть воображаемый друг, а взрослые мысленно общаются с покойными родственниками или вымышленными возлюбленными. Для естественного отбора это плюс - такая способность помогает существовать в запутанной социальной иерархии и предугадывать козни неизвестных нам врагов, подчеркивают ученые. На нее опирается вера в автономную, в том числе посмертную жизнь души, а отсюда лишь шаг до идеи Бога.
В формировании религии участвует и другое свойство мозга: гипертрофированное восприятие причинно-следственного эффекта, заставляющее видеть связь даже между случайно совпавшими событиями. Оно тоже порождено эволюцией: лучше сбежать от хищника, который тебе почудился, чем попасть на зуб к незамеченному. Маленькие дети часто уверены, что все предметы существуют не просто так - например, остроконечные камни появились для того, чтобы об них чесались животные. Так они выводят из бытовых наблюдений концепцию Божественного промысла.
Этрен говорит о "трагедии разумности": человек сознает, какие беды возможны, в том числе его собственная смерть. И когда врожденные механизмы подсказывают нам решение этой тягостной проблемы - религиозные верования, мы хватаемся за этот "ключ от нашей темницы", отмечает издание. Именно поэтому в трудные времена люди массово обращаются к религии.
Ученые, опрошенные изданием, подчеркивают: все вышеизложенное не подтверждает и не отменяет существования Бога или богов, а лишь свидетельствует, что вера - путь наименьшего сопротивления.
Так является ли религия врожденной? На этот вопрос мог бы ответить эксперимент с воспитанием группы детей в изоляции. Появится ли у них собственная религия? Такой опыт слишком безнравственен, чтобы его осуществлять, но ученые полагают, что ответ будет положительным.