Херберт Эдельсбруннер, первый австриец, получивший "мега-грант" российского правительства, в интервью Der Standard рассказывает, что его коллектив создал лабораторию в Ярославле, где работают около 50 ученых. Примерно столько же, по его словам, работает в Москве, и в силу региональных различий выстроить схему совместной работы было сложно.
Эдельсбруннер рассказывает, что его коллективы разрабатывают программное обеспечение, в частности, для эндоскопии: "Мы хотим по изображениям внутренности желудка определять, болен ли человек раком. Проблема в качестве изображения. Немногие медики могут это распознать. Мы хотим добиться такой степени автоматизации, что изображения можно будет классифицировать в любой больнице".
По его словам, в России "до сих пор очень сильная фундаментальная наука, но с практическим воплощением проблемы. Есть масса фантастических молодых математиков, но связь между математикой и информатикой слаба, а разработчику программного обеспечения нужны компьютеры".
Эдельсбруннер объясняет, что занимается "алгоритмической геометрией". "Если врач делает пломбу, он заменяет часть зуба. Любой протез должен быть правильной формы. Речь идет о том, как фиксировать геометрические формы с помощью компьютера и применять их. Например, мы печатали модели белков на 3D-принтере", - говорит ученый. По его словам, с точки зрения химии о белках известно довольно много, с точки зрения геометрии - гораздо меньше.
По словам Эдельсбруннера, геометрические правила возникновения структуры белка пока что не выведены, а данные об этих правилах многомерны. "Чем больше измерений, тем меньше видно геометрии", - отмечает он. По его словам, математик не задается вопросом, сколько существует измерений: "неважно, сколько будет переменных в линейном уравнении: три, четыре или пять".
"Например, у меня есть проблема с пятью измерениями. Я рассматриваю ее и пытаюсь ее понять. При небольших изменениях можно оценить последствия. В какой-то момент у меня возникает иллюзия, что я их вижу. Это своеобразно, потому что увидеть их я, конечно, не могу. Можно сказать, что мы пребываем в иллюзии трех измерений. Мы предугадываем последствия действий. Если я вот-вот столкнусь с дверью, я замечаю это до того, как почувствую столкновение, потому что я это вижу. Поэтому третье измерение - такая же иллюзия, как измерения более высокого порядка", - говорит Эдельсбруннер.
По его словам, "риск важен, потому что мы живем в пространстве со многими измерениями, а воспринимаем только измерения низшего порядка". Риск ошибок велик, но рисковать все равно нужно, говорит ученый: "очень важно познавать мир при помощи случая".