После десяти лет расследования журналисты Андрей Солдатов и Ирина Бороган выпустили книгу о ФСБ "Новое дворянство". В интервью Le Temps Андрей Солдатов рассказывает о закулисной стороне этого долгого расследования.
Солдатов отметил, что между КГБ и ФСБ есть что-то общее, "но, каким бы могущественным ни был КГБ, он, по крайней мере, отчитывался перед КПСС". "Когда в 1991 году советская система рухнула, Борис Ельцин создал несколько служб, которые должны были контролировать друг друга, в том числе в 1995 году - ФСБ. Однако Путин, сделав ФСБ главной спецслужбой России и присоединив к ней некоторых бывших конкурентов, разрушил систему взаимного контроля. Сегодня ФСБ - крупнейшая разведслужба, пользующаяся неограниченной свободой: она не отчитывается ни перед партией, ни перед другими разведывательными агентствами, ни перед парламентом, ни перед общественным мнением, и едва отчитывается перед Кремлем из-за отсутствия соответствующих механизмов. Она стала абсолютно непрозрачной и непроницаемой структурой. Другое существенное отличие заключается в том, что в советскую эпоху в России практически не было террористов, тогда как ФСБ вынуждена отвечать на новые вызовы. Она использует очень жестокие методы - похищения, убийства, - неприемлемые в правовом государстве", - подчеркнул Солдатов. Он признал, что сведения о бюджете ФСБ и количестве ее сотрудников - государственная тайна и никакой достоверной информации об этом нет.
Солдатов отметил, что ФСБ "изменила политическую культуру в России": "Государство стало более подозрительным. Если вы задаете вопрос чиновнику, то он, вместо того чтобы ответить, станет искать, что за этим стоит и не работаете ли вы на иностранные державы. Это препятствует любой общественной дискуссии", - сказал он. Определение экстремизма стало настолько широким и двусмысленным, что "превентивные меры" принимаются даже тогда, когда нет никакого преступления. В основном жертвами наказания за намерения становятся деятели профсоюзов, некоторые религиозные организации, блоггеры, молодежные движения, которые могут организовать уличные манифестации.
Андрей Солдатов отметил поразительный факт: Православная церковь, в советские времена подвергавшаяся гонениям со стороны КГБ, сегодня очень близка со шпионами. "Это объясняется схожестью идеи уникальности России, концепции "Москва - третий Рим" с представлением о том, что Россия окружена врагами", - полагает Солдатов.
Журналист также рассказал, что "Кремль поддерживает очень тесные связи с бывшими среднеазиатскими республиками СССР, опасаясь, что США воспользуются своим присутствием в Афганистане для распространения своего влияния на весь регион". Если в 1990-е годы Россия служила убежищем для политических противников авторитарных режимов Средней Азии, то сегодня они стали разменной монетой, так как Россия хочет получить назад своих диссидентов.
В своей книге Солдатов пишет о том, что ФСБ способна совершать политические убийства за рубежом. "В 2006 году парламент разрешил ФСБ проводить спецоперации за границей, но первый подобный случай датируется уже 2004 годом: это убийство чеченского командира Яндарбиева в Катаре. Это убийство было одобрено Кремлем и, надо признать, общественным мнением, расценившим его как доказательство нашей силы. После этого трое чеченцев были убиты в Стамбуле, один в Абхазии и двое в Азербайджане", - приводит слова Солдатова издание.