7 июля 2011 г.

Роберт Ли Хотц | The Wall Street Journal

Последний полет "шаттла" - и Россия получит космическую монополию

Русские по умолчанию выиграли многолетнюю космическую гонку, пишет The Wall Street Journal. МКС, самое дорогостоящее космическое сооружение, через несколько дней будет держаться на одной ниточке, "и держать эту ниточку будет Россия - традиционный конкурент США в космосе". Срок службы американских "шаттлов" завершен, на завтра намечен последний в истории старт "космического челнока". Так кончается эпическая эра, полагает журналист Роберт Ли Хотц.

"США и другие страны доставку своих астронавтов на МКС будут возлагать на старомодные российские космические корабли. Россия получит монополию на пилотируемые полеты в космос, и трения уже обостряются. Россияне движутся к тому, чтобы увеличить почти втрое стоимость использования кораблей "Союз" для полетов на МКС, и другим странам придется раскошеливаться - другого выхода нет", - говорится в статье.

"Мы не в самом комфортном положении. Когда я говорю "в дискомфортном", это эвфемизм. Мы совершили коллективную ошибку", - говорит гендиректор Европейского космического агентства Жан-Жак Дордэн.

"Союз" - это триумф экономного подхода: для запуска используется одноразовая ракета-носитель, поясняет газета. "США, напротив, выстроили свою космическую программу вокруг сложнейшего в истории летательного аппарата - многоразового "шаттла". На разработку и эксплуатацию "шаттлов" США потратили за истекший период 209,1 млрд долларов, а бюджет всей российской космической программы в наше время - лишь 2 млрд долларов в год", - говорится в статье.

Правда, если планы NASA осуществятся, в 2016 году Россия утратит монополию. Идут разработки нескольких новых коммерческих пилотируемых кораблей. Теперь задача NASA - создание коммерческой "службы космических такси", которые будет разрабатывать, строить и эксплуатировать частный сектор. Цель - сократить расходы, одновременно ускорив темпы развития, говорится в статье.

Между тем с 2004 года, когда президент Буш объявил, что использование "шаттлов" прекратится, Роскосмос восемь раз повышал плату за доставку американских астронавтов на МКС. Согласно свежему контракту, к 2016 году одно место в "Союзе" обойдется NASA в 63 млн долларов - на 175% дороже, чем в 2005. По мнению американских экспертов, российское правительство вряд ли воспользуется монополией на космос как инструментом дипломатического нажима, но коммерческую выгоду определенно извлечет.

"Россияне не ликуют из-за кончины "шаттлов", - замечает газета. Алексей Краснов, курирующий в Роскосмосе пилотируемые полеты, в июне заметил в интервью российской прессе, что без "шаттлов" не удалось бы построить МКС. "Для нас было бы лучше, если бы "шаттлы" продолжали летать хотя бы раз в год", - сказал он.

Сейчас главное назначение МКС - эксперименты с жизнью в невесомости, в том числе медицинские, и без людей - исследователей и подопытных - во многих случаях обойтись невозможно, отмечает издание.

NASA уже приобрело 46 мест на "Союзах" в период до 2016 года и хочет приобрести еще больше. "Сотрудники NASA объясняют рост цен инфляцией и растущими издержками на строительство "Союзов", - пишет автор.

Тем временем в апреле NASA выделило 269,3 млн долларов пяти американским компаниям на разработку аппаратов для доставки людей на МКС. По словам экспертов, дальше всех продвинулась Space Exploration Technologies Corp., обещающая построить многоразовый семиместный аппарат, стоимость полета на котором одного человека составит всего 20 млн долларов.

С будущего года Space Exploration использует свой экспериментальный корабль Dragon и ракету-носитель Falcon для доставки грузов NASA на МКС. Компании уже удалось запустить на орбиту, а затем успешно посадить первый в истории частный космический корабль, но работы затягиваются из-за технических проблем.

Со своей стороны, Роскосмос предупреждает, что не позволит автоматическому кораблю Dragon летать вблизи МКС или пристыковываться к ней, пока не сочтет его достаточно безопасным. В 1997 году российская станция "Мир" сильно пострадала от столкновения с грузовым кораблем, напоминает автор.

По словам генинспектора NASA, агентство пока разработало не все критерии проверки безопасности новых пилотируемых кораблей. "С каждой отсрочкой вероятный разрыв во времени между последним полетом "шаттла" и вводом в строй американского корабля-преемника рискует увеличиться", - говорится в статье.

Генинспектор NASA даже предостерег: из-за проволочек с разработками в частном секторе Соединенные Штаты могут лишиться доступа на МКС. Между тем для приобретения мест на российских кораблях после 2016 года NASA будет вынуждено запрашивать дополнительное разрешение Конгресса США, поскольку связи с Россией в технологической сфере ограничены законом. "По иронии судьбы, США выиграли научно-техническую гонку за разработку "шаттла", но проиграли войну", - заключает автор.

Источник: The Wall Street Journal