Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
8 декабря 2008 г.

Обзор прессы | InoPressa: тема дня

Патриарху поминают заслуги и тесные связи с Кремлем

По поводу кончины патриарха Московского и Всея Руси мировая пресса пишет, что Алексий II возглавлял крупнейшую православную церковь в мире и занимался восстановлением ее влияния в русле имперских тенденций Москвы. При Алексии РПЦ пыталась вмешиваться в систему образования, клеймила гомосексуализм и отклоняла встречу с Папой из-за миссионерской деятельности Ватикана, напоминают обозреватели.

В пятницу в своей подмосковной резиденции в Переделкино в возрасте 79 лет умер патриарх Алексий II, возглавивший РПЦ в постсоветский период, пишет в The New York Times София Кишковски. Он был духовным лидером 140 миллионов человек и значительно укрепил позиции православной церкви в России: он занимался возведением и восстановлением церквей, выступал за введение "православного религиозного образования" в государственных школах, его мнение по вопросам морали и этики было весьма весомо.

Во время войны с Грузией, подчеркивает журналистка, патриарх призвал к миру, напомнив, что Грузия – также православная страна. Впрочем, его часто критиковали за тесные связи церкви с Кремлем. Теперь, по мнению Кишковски, многие будут ждать попыток Кремля вмешаться в процесс выборов преемника Алексия II.

В статье приводится краткая биография умершего главы РПЦ, а также упоминается, что при Алексии II Московский патриархат считал неуместным визит Папы Иоанна Павла II в Россию – даже вопреки приглашению первого президента Бориса Ельцина. РПЦ неоднократно обвиняла Ватикан в прозелитизме на своей "канонической территории".

Важным достижением Алексия называется воссоединение Московского патриархата с Русской зарубежной церковью в мае 2007 года. Этому процессу активно содействовал президент России Владимир Путин, встретившийся впервые в 2003 году в Нью-Йорке с митрополитом Лавром, напоминает издание.

Патриарх Алексий II стремился вернуть РПЦ в золотой век времен царизма и наладил такие отношения с Путиным, которые были полезны обеим сторонам, пишет The Wall Street Journal, комментируя известие о кончине иерарха.

"Он унаследовал церковь, которая подвергалась гонениям и при советском режиме много десятилетий хирела", – указывают авторы статьи Сюзанна Сетелайн и Стивен Миллер. "Историки, работавшие в архивах КГБ, пришли к выводу, что Алексий был агентом, но патриарх отрицал, что шпионил на государство", – сообщают они.

Выбор нового патриарха определит будущее отношений с Ватиканом, пишет итальянская La Repubblica. В час скорби в связи с кончиной патриарха, который в буквальном смысле восстановил свою Церковь после десятилетий советского тоталитаризма, указывает Марко Полити, россияне вспоминают, как Алексий II возглавлял первые шаги Православной церкви в период перестроечной оттепели, отличаясь упорством и настойчивостью. Первые незабываемые процессии по улицам Москвы, звон колоколов, кремлевские соборы, вырванные из музейной тишины, наполнившиеся пением, молитвами и ароматами ладана... Алексий принял руководство слабой церковью, а оставил после себя мощный институт, олицетворяющий, не в последнюю очередь, и возрожденную русскую национальную гордость, пишет автор статьи.

Теперь русскому православию предстоит избрать нового патриарха. И эту задачу, по мнению Полити, можно сравнить с главным выбором, периодически встающим перед российским обществом. Встанет ли православие на путь отстаивания роли Третьего Рима или совершит шаги навстречу Западу, навстречу Римской церкви?

Новым моментом в избрании патриарха Всея Руси станет участие в выборах представителей Русской зарубежной церкви, недавно воссоединившейся с Московским патриархатом, напоминает автор статьи. Большой вес, подчеркивает он, будут иметь и предпочтения Путина.

Немецкая Der Tagesspiegel назвала свой комментарий "Непростое наследие". Как пишет корреспондент Эльке Виндиш, российской власти "не по душе была та независимая внешняя политика, которую проводила РПЦ, а также попытки вмешаться в систему образования". Как отмечает автор статьи, митрополит Кирилл, председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата, и его главный соперник, управляющий делами Московской патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент имеют примерно равные шансы возглавить РПЦ после кончины Алексия II. При этом "Климента считают более управляемым и способным приноровиться к обстоятельствам, что довольно точно отвечает представлениям Кремля о предстоятеле РПЦ", говорится в статье. Верные государству политтехнологи, которые уже с блеском доказали свою эффективность в ходе светских выборов, смогут, по мнению издания, повлиять и на решение по выбору преемника Собором.

Феликс Корли в The Independent подробно останавливается на биографии почившего патриарха РПЦ. По данным газеты, происхождение Ридигера и его блестящие успехи в учебе привлекли к нему внимание КГБ, и в феврале 1958 года он был официально завербован "на почве патриотизма" и получил кличку "Дроздов". "В КГБ нового агента хвалили за скрупулезность, энергичность и обаяние, а также готовность к сотрудничеству", – пишет автор, подчеркивая, что с тех пор карьера Ридигера пошла на лад.

В 1964 году Алексий был назначен управляющим делами Московской патриархии и оставался на этой высокой должности 22 года, что было бы невозможно, если бы советские власти ему не доверяли, отмечает автор. В 1989-1991 годах Алексий активно работал как депутат Съезда народных депутатов.

По мнению обозревателя, позиция Алексия часто была близка к имперским тенденциям Москвы. Патриарх всеми силами противодействовал независимости православных церквей, ранее абсорбированных РПЦ после советских завоеваний, а также жестко осуждал другие христианские конфессии, особенно католиков. Как подчеркивает издание, патриарх сохранял тесные связи с Кремлем и энергично оправдывал усилия российских властей по подавлению сепаратизма в Чечне, а на закате жизни добился примирения РПЦ с Русской зарубежной церковью.

"В менее политизированное время Алексий мог бы стать великим патриархом", – заключает автор, высоко оценивая ум, образованность и трудолюбие этого человека. Но, по мнению обозревателя, Алексию не хватало убежденности в собственных силах: он казался слабым, так как, стараясь удержать церковь от раскола, вынужденно шел на компромиссы.

В субботнем номере газеты Corriere della Sera напечатана статья Фабрицио Драгосея "Секретный пакт с Кремлем и сокровища, накопленные от импорта алкоголя и сигарет". Патриарх Алексий II стал первым патриархом, избранным в ходе свободного голосования, пишет корреспондент, но ему в наследство досталась слабая церковь с немногочисленными верующими и низким авторитетом. За 18 лет он изменил ситуацию, превратив религию и православие в один из столпов российского государства, пишет автор статьи.

В эпоху Бориса Ельцина церковь установила с государством взаимовыгодное сотрудничество - именно это автор статьи считает одной из причин укрепления РПЦ. Московскому патриархату возвращалась собственность, но самое главное, на протяжении нескольких лет РПЦ обладала возможностью наряду с Фондом ветеранов Афганистана и Фондом спорта импортировать, не платя налоги, алкоголь и сигареты, зарабатывая на этой деятельности огромные деньги, напоминает Фабрицио Драгосей.



facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru