В результате одного из самых страшных терактов России Светлана Губарева потеряла своего жениха, гражданина США, и 13-летнюю дочь, пишет The Sunday Times. Теперь, когда приближается 10-летняя годовщина захвата заложников на представлении мюзикла "Норд-Ост", горе Губаревой "только усилилось, как и ее возмущение в адрес президента Путина", пишет журналист Марк Франкетти.
Прокуратура до сих пор не довела до конца расследование смерти 130 заложников, поясняет издание. "К негодованию выживших и родственников погибших, даже промежуточные выводы не преданы огласке", - добавляет автор. В ходе операции в здание был закачан сильнодействующий газ, а затем театр взяли штурмом спецназовцы, напоминает издание.
Светлана Губарева тоже находилась среди заложников, но выжила. О судьбе дочери она говорит: "Саша была отравлена газом, а затем раздавлена в автобусе, который вез ее в больницу, под другими 32 телами, наваленными, как дрова. Ее можно было спасти, если бы спасательную операцию провели, как должно. Прежде всего я виню Путина: он приказал применить газ, и именно при его власти правду скрывают так долго".
В начале этого года Европейский суд по правам человека подтвердил претензии Губаревой и других бывших заложников к российским властям. Суд постановил, что правительство должно выплатить истцам компенсацию за моральный вред. Пока выплачены суммы, эквивалентные 11-22 тыс. фунтов, сообщает газета.
Суд отверг версию правительства, что газ был безвредным. Он заключил, что спасательная операция имела много недостатков, а власти "не провели эффективного расследования". Суд пришел к выводу, что одной из основных причин смерти многих жертв стал именно газ.
"Несмотря на многочисленные доказательства того, что многие заложники погибли по халатности аварийных служб, ни один чиновник не был привлечен к ответственности. Четыре высокопоставленных лица, в том числе изобретатель газа, получили высшую государственную награду "Герой России", - говорится в статье.
Франкетти напоминает факты: 23 октября 2002 года на представлении мюзикла чеченские террористы взяли в заложники более 800 человек. "Операция по проникновению в здание была почти безупречной в военном отношении, но аварийные службы со своей работой не справились. "Скорых" и врачей было слишком мало, задыхающихся заложников бросали на улице, мертвых и умирающих сваливали в автобусы, водители которых не знали, как проехать в больницу", - говорится в статье.