Политтехнологи Кремля не рады тиражировать новость об отказе Обамы приехать в Москву, критики российского президента - Каспаров, Касьянов - ее приветствуют, сам Путин пока молчит. Эксперты рассуждают, как он сможет повернуть ситуацию в свою пользу и не толкнет ли публичное "понижение статуса" отношений США с Россией к сближению Москвы с Пекином. Американский журналист советует Сноудену сдаться правосудию, положив начало "перезагрузке-2".
Обозреватель Time Саймон Шустер сообщает, что отказ Барака Обамы приехать на встречу с Владимиром Путиным накануне саммита G20 в Санкт-Петербурге скромно освещается в российских СМИ. После года антиамериканской риторики кремлевские политтехнологи вдруг начали объяснять, что российский президент на самом деле не хотел зайти так далеко, говорится в статье. "И учтите, что он всегда старался не доводить до прямого столкновения", - сказал близкий к Кремлю политолог Евгений Минченко.
Путин до сих пор не ответил на афронт Обамы, и эксперты затрудняются предсказать, как он сможет повернуть ситуацию в свою пользу на этот раз.
Самые резкие критики хозяина Кремля приветствовали демарш американского президента. "Я рад, что Обама наконец-то проявляет твердость по отношению к Путину", - заявил экс-чемпион мира по шахматам Гарри Каспаров.
"В 1972 году наша страна напоминала концлагерь без ограждений, но Никсон все равно приехал на встречу с Брежневым, - возражает либеральный политик Леонид Гозман. - В результате они обсудили все проблемы. Выиграли все".
Визит Никсона в Москву состоялся в период разрядки между Москвой и Вашингтоном, напоминает Шустер. К сегодняшнему положению дел это слово неприменимо.
Статью бывшего премьер-министра России, ныне лидера партии "Парнас" Михаила Касьянова публикует The Washington Post. Касьянов положительно воспринял отмену личной встречи Обамы с Путиным и надеется, что на саммите в Санкт-Петербурге президент США "может подкрепить этот мощный сигнал, громко высказавшись против российских чиновников, которые занимаются фальсификациям на выборах, злобной пропагандой и гонениями на гражданских активистов".
На взгляд Касьянова, российско-американские раздоры сейчас достигли пика за весь постсоветский период. "Американская тактика задабривания", как называет автор "перезагрузку", исчерпала себя: она не только малорезультативна, но и наносит "побочный урон", в том числе политическим и гражданским свободам в России.
Официальная Москва обычно пользуется саммитами, чтобы "брать взаймы демократическую легитимность" - делать вид, что путинская система мало чем отличается от американской, говорится в статье. При этом Москва уверена: прагматичное стремление США к сотрудничеству - признак слабости и готовность к новым уступкам.
По мнению Касьянова, США больше выиграют, чем проиграют от своей новой позиции. Вашингтон продемонстрирует верность собственным принципам, особенно через поддержку гонимых россиян - поборников свободы и демократии.
На саммите G20 все будут внимательно наблюдать за мимикой и жестами Путина и Обамы, замечает The Financial Times, напоминая, что президент США фактически сделал выговор Путину, отменив встречу "с глазу на глаз". "Но объективы также постараются уловить приметы взаимной приязни Путина и китайского лидера Си Цзиньпина".
На взгляд издания, новая позиция администрации Обамы - публичное "понижение статуса" отношений с Россией - может толкнуть Россию и Китай к сближению, неблагоприятному для США. Ранее администрация США возлагала большие надежды на сотрудничество с Россией, необходимое для дальнейшего сокращения ядерных вооружений и урегулирования в Сирии. В этом контексте отмена встречи с Путиным - признание Белого дома в том, что движение к этим целям застопорилось.
Политолог Дмитрий Саймс полагает, что может возродиться "треугольная дипломатия" 1970-х годов, когда Россия станет намекать, что сблизится с Китаем, а Китай - что сблизится с Россией, дабы усилить свои рычаги давления на Вашингтон, передает издание.
Такой подход, возможно, особенно выгоден России. "В случае реального ухудшения российско-американских отношений Россия будет вынуждена сдвинуться в сторону Китая", - говорит Федор Лукьянов, главный редактор журнала "Россия в глобальной политике".
История Эдварда Сноудена, нашедшего убежище в России, заставляет вспомнить о временах, когда советские диссиденты выбирали свободу на Западе. И вот сегодня, через 23 года после падения коммунизма, мы живем в мире, поставленном с ног на голову, считает обозреватель Le Figaro Пьер Русселен.
Барак Обама не поедет в Москву на встречу с Путиным, который открыто над ним смеется. Драматичность ситуации в том, что все задаются вопросом, кто же из двух лидеров более карикатурен.
Неужели Америка настолько боится утечек мелкого компьютерщика из ЦРУ, что нужно было сажать и обыскивать самолет боливийскго президента? И неужели Путину обязательно быть настолько невыносимым? - задает риторические вопросы автор.
И Россия, и Америка заинтересованы в том, чтобы найти общую почву по многим вопросам. Да и для всех остальных будет лучше, если Обама и Путин как можно скорее вернут мир в нормальное положение, подводит итог Русселен.
Эдвард Сноуден должен найти в себе мужество и сдаться американским властям, пишет в статье для USA Today Дэвид Энделмэн, главный редактор World Policy Journal. Так как Сноуден дал непосредственный повод для отмены однодневного саммита президентов Барака Обамы и Владимира Путина, он мог бы его устранить, утверждает автор, оговариваясь, что Сноуден, разумеется, был не единственной причиной "короткого замыкания" в американо-российских отношениях.
Автор проводит аналогии с историей Даниэля Эллсберга, консультанта Пентагона, передавшего в 1971 году газете The New York Times так называемые "Документы Пентагона", в которых излагается грязная история участия Соединенных Штатов во вьетнамской войне. Эллсберг сдался американским властям и в конечном итоге был оправдан.
Сноуден мог бы пойти по этому пути, считает Энделмэн, и, возможно, даже стать автором "перезагрузки-2".
"В четверг Белый дом категорически отверг предложения бойкотировать Олимпиаду в Сочи, пытаясь подвести черту под недавними разногласиями с Россией накануне переговоров, которые пройдут в Вашингтоне на уровне министров", - пишет глава вашингтонского бюро The Guardian Дэн Робертс. Белый дом подчеркнул недовольство решением России предоставить убежище Сноудену, однако его комментарии свидетельствуют о попытках не допустить того, чтобы отношения полностью вышли из колеи.
Американские "ястребы", такие как сенатор Линдси Грэм, предложили бойкот как ответную меру за разрешение Сноудену остаться в России. Также поступали отдельные призывы к американским спортсменам не ехать на Олимпиаду в знак протеста против недавно принятого в России закона, направленного против людей нетрадиционной сексуальной ориентации, говорится в статье.
На просьбу прокомментировать параллели с организованным США бойкотом Олимпийских игр 1980 года в Москве, официальный представитель Белого дома Джей Карни ответил: "Об этом даже речи не идет. Разговор о чем-то в этом роде не отвечает ничьим интересам".