Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
9 февраля 2007 г.

Роберт Амстердам | The Wall Street Journal

Михаил Ходорковский

На этой неделе Кремль продемонстрировал, что в России Владимира Путина демократия, права человека и власть закона мертвы. Проявив редкостный цинизм в выборе времени, власти выдвинули новые обвинения - на сей раз в отмывании денег - против Михаила Ходорковского, в прошлом руководившего крупнейшей российской нефтяной компанией ЮКОС. Эти обвинения не имеют никакого отношения к выполнению российских законов. Они связаны исключительно с тем фактом, что в конце этого года Ходорковский мог бы претендовать на досрочное освобождение, отбыв половину своего восьмилетнего срока по приговору, вынесенному ему в 2005 году на основании политически мотивированных обвинений в уклонении от уплаты налогов. Новый показательный судебный процесс, несомненно, запустит машину так называемого правосудия в направлении вынесения обвинительного приговора.

Новое дело означает, что Ходорковский не сможет поддержать оппозиционные демократические партии во время декабрьских выборов в Госдуму или во время "коронации" президента в 2008 году. Это значит также, что Кремль будет продолжать удерживать тотальный контроль над энергетическим сектором, для роста и развития рыночной конкуренции в котором Ходорковский так много сделал.

До своего ареста в 2003 году Ходорковский говорил о своем видении будущего России. Он ратовал за развитие гражданского общества и рост альтернативных политических партий. Он помогал местным школам получить доступ к интернету и поддерживал благотворительные и культурные программы. Он открыто бросал вызов президенту, говоря о необходимости прекратить коррупцию в России.

Когда стало очевидно, что государство не разделяет его мнения и не потерпит инакомыслия, Ходорковский не сбежал из страны. Он сотрудничал с системой правосудия - будучи убежденным в своей невиновности и в том, что он может противостоять попыткам коррумпированных чиновников запугать его. Он не мог предвидеть, насколько беззастенчиво закон будет нарушаться ради того, чтобы Кремлю удалось его уничтожить. Никто также не мог предвидеть вопиющего захвата активов ЮКОСа.

Заточив Ходорковского в тюрьму и присвоив ЮКОС, режим Путина избавился от конкуренции в энергетическом секторе. Это позволило Кремлю использовать энергетику в качестве политического оружия против непосредственных соседей России и против всей Европы. Ходорковский и его компания, другими словами, были уничтожены ради процветания антирыночного государственного корпоративизма и энергетического империализма Путина. Таким образом, сейчас никто не может строить альтернативных трубопроводов, никто не будет выступать за разрушение государственных монополий, никто не станет призывать к хорошему корпоративному управлению и прозрачности, представляющим собой катастрофу для государственных предприятий. Новые обвинения против Ходорковского по сути направлены на то, чтобы обеспечить дымовую завесу для намеченной на конец года незаконной продажи российским правительством оставшихся активов ЮКОСа, оцениваемым в 33 млрлд долларов, этим самым государственным компаниям.

Российский режим утратил моральный авторитет, необходимый для осуществления правосудия. То, как он эксплуатирует свои судебные и распорядительные полномочия, хотя и под прикрытием государственного иммунитета, становится попросту преступным. Избирательное применение налоговых претензий и экологических ограничений стало излюбленным методом захвата активов, как у российских, так и у иностранных владельцев. Вымогательство укоренилось как способ приобретения собственности государством.

Сага ЮКОСа в этом году получила продолжение в виде атаки на проект Royal Dutch Shell "Сахалин-2". С каждым таким делом Кремль все меньше заботится о сохранении приличий. Москва решила, что у нее есть пространство для маневра в нарушение юридических и моральных обязательств, касающихся существующих договоров, переговоров о разработке гигантского Штокмановского месторождения или обязательств по поставке газа и нефти вне зависимости от политических влияний.

Когда Ходорковского допрашивали в связи с новыми обвинениями, он объявил, что не верит в российское правосудие и отказывается сотрудничать с прокуратурой в ходе очередного политически мотивированного фарсового судебного процесса. На этой неделе он обратился к мировому сообществу не от своего имени, а от имени всех россиян: "Единственный их шанс - это своевременный добровольный уход от власти в России и честные, справедливые, прозрачные выборы, на которых будет избран новый президент нашей страны. Человек, не имеющий ничего общего с гигантской машиной коррупции, сковавшей Россию по рукам и ногам".

Даже в сибирском гулаге Ходорковский набрался смелости сказать: "Довольно!" Его судьба имеет гораздо большее значение, чем думают большинство людей на Западе. Некоторые западные лидеры, такие как канцлер Германии Ангела Меркель и глава Евросоюза Жозе Мануэль Баррозу поднимали этот вопрос в беседах с президентом России. Это нисколько не поколебало хладнокровия диктатора, который окатил их обоих холодным душем. И вот теперь нас ждет новый суд над Ходорковским. Важно, чтобы в этот раз мы все понимали, что борьба, которую ведет Михаил Ходорковский, это борьба за будущее России и ее отношения с остальным миром.

Роберт Амстердам - иностранный консультант команды защиты Михаила Ходорковского, находящийся в Лондоне после депортации из России.

Источник: The Wall Street Journal


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru