Берлинская стена рушилась, а будущий российский премьер Владимир Путин занимался уничтожением досье и документов в представительстве КГБ в Дрездене, рассказывает Фабрицио Драгосей в статье, напечатанной в газете Corriere della Sera.
Замечательная жизнь Владимира Путина, в то время сотрудника КГБ "номер два" в Дрездене, заканчивалась. В ближайшее время ему и его жене Людмиле предстояло вернуться в Санкт-Петербург, где он, без денег и без будущего, подумывал даже о работе таксистом.
В Восточной Германии, куда семья Путиных приехала в 1985 году, с началом горбачевской перестройки, практически ничего не менялось: ГДР была, как Советский Союз 30-летней давности, тоталитарной страной, сказал Путин в телеинтервью. Тоталитарная, но богатая, замечает автор статьи.
Путин работал бок о бок с коллегами из "Штази", по пятницам постоянно ходил с ними пить пиво и даже прибавил в весе 12 кг. Молодой полковник занимался вербовкой источников, добыванием информации, анализом полученных данных и отправкой их в Москву. В Дрездене находилось крупное предприятие электронной промышленности Robotron, и Путин внимательно следил за иностранцами, которые посещали завод. Говорят, хотя он никогда не подтверждал эту информацию, что незадолго до падения Берлинской стены у него было задание спонсировать сеть агентов, призванных стать пятой колонной в объединившейся Германии. Один из агентов сразу после ареста рассказал обо всем сотрудникам спецслужб Западной Германии. Таким образом, блестящая операция Путина была провалена.
События, происходившие 20 лет назад в Берлине, навевали на Путина грусть: "Честно говоря, мне было грустно, что СССР терял свои позиции в Европе. Однако я понимал, что структура, построенная на разделении и на стенах, недолговечна", - признался Путин.
Все дни после падения Стены сотрудники КГБ занимались уничтожением документов. Бумаг было так много, что в один момент печь взорвалась, рассказал Путин. Только самые важные документы отправлялись в Москву. Ночью 5 декабря толпа немцев захватила помещение "Штази" в Дрездене. Утром люди подошли к зданию на Анжеликаштрассе, 4, где, как всем было известно, находилось представительство КГБ. Сотрудники советской спецслужбы звонили в расположенные рядом военные части и просили оказать помощь. Но ответ был отрицательным: "Мы ничего не можем предпринять без разрешения Москвы, а Москва молчит". Тогда у Путина возникло ощущение, что Советского Союза больше нет. Он вышел на улицу с пистолетом в руках (он всегда говорил, что рядом с ним находился вооруженный солдат), сказал, что он переводчик и объяснил, что это советская территория. И люди отказались от штурма здания.