Между странами-участницами Арктического совета идет борьба за Арктику, напоминает корреспондент The Daily Beast Дэвид Маджумдар. Он суммирует данные о происходящем и приводит комментарии экспертов.
"Один из главных предметов спора - насколько далеко простирается арктический континентальный шельф и, соответственно, исключительные экономические зоны каждой из стран, - говорится в статье. - Агрессивнее прочих заявляют о своих притязаниях русские и канадцы. При этом они зачастую опираются на противоречащие друг другу научные данные. Коренной вопрос - о границах подводного хребта Ломоносова. В зависимости от того, чьи данные примет ООН, либо Россия, либо Канада получит большой кусок морского дна для разработки недр".
Роб Хьюберт, специалист по безопасности в Арктике из Университета Калгари, отметил двойственность заполярных интересов России. Во-первых, они связаны с ядерным потенциалом: "если речь идет о ракетах, размещенных на подводных лодках, то базы в окрестностях Мурманска куда более осмысленны, [чем в других местах]". Во-вторых, "Россия сейчас считает Арктику невероятно важной с экономической точки зрения. На долю российского сегмента Арктики приходятся 22% экспорта России и 14% ее ВВП". В связи с этим Россия "делает все возможное для развития региона, но на своих условиях".
По словам старшего вице-президента вашингтонского Центра стратегических и международных исследований Хизер Конли, российское руководство рассчитывает, что, когда растает шапка полярного льда, откроется доступ к полезным ископаемым и энергоресурсам. Она отметила, что активность российской армии в Арктике в последние несколько недель повысилась. "Сейчас такое время, что нас зондируют и пытаются этим вывести из равновесия", - охарактеризовала она действия России.