"Возможно, вы считаете, что вам не стоит волноваться из-за секретных программ американского правительства по сбору телефонных и интернет-данных о простых американцах, - пишет в своем блоге на сайте Foreign Policy специалист в области международных отношений, профессор Гарвардского университета Стивен Уолт. - В конце концов, в Америке живет больше 300 млн человек, при этом онлайн и телефонное общение большинства из них не имеет никакого отношения к национальной безопасности и вряд ли станет предметом пристального внимания спецслужб".
На самом деле повод для беспокойства есть, считает автор, и дело не в опасениях относительно неприкосновенности частной жизни, говорится в статье: личная жизнь обывателя, скорее всего, не станет достоянием общественности.
Главная опасность сложившейся ситуации в том, что это может негативно отразиться на потенциальных "несогласных", обличителях, журналистах, занимающихся расследованиями, другими словами, на всех, кто считает определенные действия правительства неумными, неэтичными или вовсе незаконными.
Если вы относитесь к одной из этих категорий и при этом историю ваших коммуникаций нельзя назвать кристально чистой, проснувшись в один прекрасный день, вы можете обнаружить, что неприглядные подробности вашей жизни стали предметом обсуждения в The New York Times, предупреждает автор.
Тем, кто считает такую вероятность притянутой за уши, профессор напоминает об Эдгаре Гувере, который благодаря компромату на высшее руководство США на протяжении многих лет оставался бессменным руководителем ФБР.
Люди, работающие в федеральном правительстве, правительстве штатов и органах местного самоуправления - не феодалы, которых мы должны почитать, а слуги народа, напоминает Уолт. "Тем не менее, в настоящий момент сотни тысяч "народных слуг" (в том числе частные подрядчики с лакомыми правительственными контрактами) заняты тем, что собирают информацию о каждом из нас", - возмущается он.
В отличие от правительства, общество не располагает ресурсами для слежения за людьми, занимающими выборные должности, поэтому оно полагается на журналистов, ученых и других независимых наблюдателей, которые сообщают о злоупотреблениях, коррупции или просто заблуждениях властей. Если эти независимые голоса умолкнут, опасаясь мести, результатом станет безответственность чиновников, рост коррупции и невозможность найти и исправить ошибки государства.
"Проще говоря, настоящая причина переживать по поводу разоблачения правительственной слежки не в том, что вас могут преследовать, судить и выставить на всеобщее обозрение, - резюмирует Уолт. - Волноваться надо потому, что это еще один шаг на пути превращения наших подвижных, любящих спорить, а главное свободно мыслящих граждан в нацию овец".