Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
12 марта 2012 г.

Катарина Тивальд | Die Presse

Почему протест российского среднего класса неохотно восприняли в провинции

Один из самых затасканных элементов русской литературы - афоризм о том, что умом Россию не понять, в Россию можно только верить. Этим высказыванием воспользовался Жак Ширак, а в устах Владимира Путина "можно" превратилось в "нужно", пишет Катарина Тивальд, писательница и преподавательница русской литературы в Венском институте славистики, в материале для Die Presse. "В этом сходятся славянофилы всех времен: они умиленно смотрят на Восток и одновременно тщательно проверяют, соответствуют ли люди, живущие там, государству", - пишет она.

Тивальд напоминает о том, что в конце февраля Путин говорил о "битве за Россию".

"Так он ответил на язык нового сопротивления, совершенно не воинственный. Образованные петербуржцы говорили мне, что не хотят революции, а хотят профессионализации всех государственных сфер", - отмечает автор статьи.

"4 марта была предпринята попытка побить местные власти их же собственным оружием - буквой закона. Проблема заключается лишь в том, что, как заявил Иван Квасов, один из организаторов независимого наблюдения за ходом выборов, теперь наступило полное отсутствие принципов", - передает она.

При этом кажется, что дебаты ведутся ровно так, как хотел средний класс. "В многочисленных печатных СМИ публикуется дальновидный и сформулированный без прикрас анализ положения. Несмотря на эту почти удручающую откровенность, работает тот же принцип, что и всегда: "Государство - это я".

"В Москве и Санкт-Петербурге существуют каналы, позволяющие увидеть, что происходит, но в огромной стране все печатные СМИ теряются, не находя широкого отклика", - пишет Тивальд. К тому же, по ее словам, "самоконтроль, подкрепленный присутствием международных организаций, с увеличением расстояния до Москвы ослабевает".

"Таким образом, слабое влияние протестного движения в российской провинции - результат нескольких факторов: во-первых, зачаточной степени развития среднего класса, во-вторых, наличия географических просторов, которые смело можно называть бесконечными", - рассуждает автор.

По словам активиста Ивана Квасова, цитируемого в статье, сопротивление в Петербурге взяли под свое покровительство оппозиционные партии. В Москве же оно скорее соответствует стихийному недовольству граждан.

"Это недовольство, вероятно, присутствует и в провинции. Однако действенность недовольства, выраженного в форме "гражданских протестов", в долгосрочной перспективе ослабляется несколькими вещами: полным одиночеством (единственные последовательные борцы - члены избирательных комиссий) и произволом властей, чувствующих себя более уверенно по мере отдаления от гражданского контроля. В тех краях, куда не доходят печатные СМИ, ведется телевещание, подвергаемое более жесткому контролю. Остальные молчат", - пишет автор.

Источник: Die Presse


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru