Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
16 ноября 2016 г.

Исмаэль Арана | El Mundo

Семья, которая прятала Эдварда Сноудена: "У меня дома человек, которого разыскивают, как никого другого"

"Три года назад, однажды ночью в дверь крохотной квартирки в Гонконге, где жила Ванеса Родель со своей маленькой дочкой, позвонили", - повествует корреспондент El Mundo Исмаэль Арана. Адвокаты Роберт Тиббо и Джонатан Манн, которые вели дело Родель, беженки с Филиппин, попросили ее приютить молодого иностранца в очках.

"Я понятия не имела, кто он, но господин Тиббо сказал, что этот человек нуждается в помощи, и я согласилась, - говорит Родель. - Они мне ничего больше не объяснили - сказали только, что ему нужно побыть в безопасном месте и что я не должна никому рассказывать, что он тут".

На следующее утро Ванеса по просьбе постояльца купила газету. "И в газете был он - его лицо во всю первую полосу, - вспоминает она, робко улыбаясь. - Я тут же подумала: "Боже мой, просто невероятно. У меня дома человек, которого разыскивают, как никого другого".

Нежданным постояльцем был Эдвард Сноуден, бывший сотрудник ЦРУ и АНБ. Родель и еще три беженца в течение двух недель оберегали его после того, как он предал огласке сведения о слежке США за жителями всего мира. История этих беженцев всплыла недавно, одновременно с выходом в прокат фильма "Сноуден", поясняет автор.

Сноуден приехал в Гонконг в мае 2013 года. С 3 по 10 июня он безвыходно сидел в пятизвездочном отеле и давал эксклюзивное интервью журналистам The Guardian и The Washington Post. "Как только его имя было предано огласке, он и его группа юристов решили, что лучше всего спрятаться, чтобы укрыться от прессы и "длинной тени" американского правительства", - пишет автор.

Сноудену помог Тиббо, известный юрист-правозащитник, уроженец Канады с 15-летним опытом работы в Гонконге.

Сноуден подал властям Гонконга прошение о политическом убежище. "Таким образом он получил юридически защищенный статус, мы предотвратили его экстрадицию, - рассказал Тиббо в интервью газете. - Мы решили укрыть его среди беженцев, поочередно в нескольких семьях, чьи дела мы вели, - там, где его никто не ожидал обнаружить".

Большинство соискателей убежища в Гонконге - уроженцы Юго-Восточной Азии. Подавляющему большинству из них запрещено работать, они живут на скудное госпособие в худших районах и многие годы ждут рассмотрения своих прошений. Гонконг удовлетворяет всего 0,5% просьб об убежище. "Общество обходится с ними, как с зачумленными", - сетует Тиббо.

Но, когда понадобилось спрятать Сноудена, Тиббо доверился этим людям: "Мы знали: они нас не предадут. Все они знают, что такое преследования, каково это, когда ты вынужден покинуть родную страну. Они проявляют солидарность, и все они, не задумываясь, помогли ему, не требуя ничего взамен".

Вначале Сноудена приютил шриланкиец Супун Тхилина. Сейчас он обитает в 15-метровой квартире вместе с гражданской женой, тоже беженкой, и двумя детьми. Примерно в таком же жилище он приютил Сноудена. "Благодаря тому, что Супун покупал ему в магазине по соседству компьютерные аксессуары, Сноуден общался с внешним миром, используя замысловатые шифровальные программы и флешки, спрятанные в пирожках", - говорится в статье. В благодарность он оставил Супуну и его семье 200 долларов.

Из этой квартиры Сноуден перебрался в жилище Ванесы Родель. Позднее его приютил Аджитх Пушпакумара, бывший военный со Шри-Ланки. "Я очень плохо говорил по-английски, и потому мы очень мало разговаривали, - говорит он. - И все равно я чувствовал себя, как в кино".

21 июня власти США предъявили Сноудену официальные обвинения и прислали в правительство Гонконга запрос о его аресте.

23 июня Сноуден вылетел из Гонконга в Южную Америку. Но при пересадке в Москве узнал, что США аннулировали его паспорт. С тех пор он живет в России.

Беженцам, которые были его "ангелами-хранителями" в Гонконге, за три года так и не удалось добиться, чтобы рассмотрение их дел продвинулось.

После премьеры фильма Стоуна у некоторых даже были проблемы с властями. "Мне задали несколько вопросов о времени, которое Сноуден провел у меня, но я отказалась отвечать. После этого меня лишили всех пособий", - уверяет Родель. Тиббо считает, что это "кара" за отказ сотрудничать с властями.

В то же самое время влиятельные люди призывают улучшить положение беженцев, которые укрывали Сноудена, уже собрано 18 тыс. евро им в помощь.

Источник: El Mundo


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru