Ведущие СМИ откликнулись на убийство российской правозащитницы Натальи Эстемировой. Это уже не первая трагедия в череде преступлений против правозащитников и критиков режима, и многие из них связаны с обвинениями в адрес президента Чечни и его кремлевских покровителей. С каждым нераскрытым убийством все острее встает вопрос: испытывают ли власти хоть малейшее желание привлечь к ответственности виновных?
Убийство Натальи Эстемировой обнажило истинное, неприглядное лицо современной России, напомнило, что в этой стране смертельно опасно докапываться до правды, утверждает The Independent в редакционной статье.
Многим влиятельным лицам из Грозного и Москвы было выгодно заткнуть рот Эстемировой, утверждает газета, сообщая, что правозащитница раскапывала дела о пытках, исчезновениях людей и внесудебных казнях, совершаемых чеченскими властями, а недавно закончила для Human Rights Watch расследование такой практики, как сожжение домов тех, кто подозревается в связях с повстанцами. Кроме того, Эстемирова умела убеждать потерпевших и свидетелей давать показания в суде - "это большой талант в регионе, где все дрожат от страха перед местью со стороны властей", пишет издание.
Мир в Чечне установлен благодаря тому, что регион отдан во власть жестокого гангстерского режима, утверждает The Independent. Российские власти осудили убийство Эстемировой, но такие же обещания наказать преступников звучали после убийства Политковской, отмечает газета. "С каждым нераскрытым убийством все острее встает вопрос: испытывают ли российские или чеченские власти хоть малейшее искреннее желание привлечь к ответственности тех, кто совершил эти преступления?" - задается вопросом издание.
В еще одной статье The Independent корреспондент Шон Уолкер характеризует Кадырова как "самодовольного задиру в небесно-голубом спортивном костюме".
На обвинения в убийстве Политковской Кадыров ответил: "Я не убиваю женщин". "Подобная надменность полностью гармонирует с экстраординарным президентством Кадырова, которое сочетает культ личности с горячим сопротивлением всему похожему на либерализацию", - пишет автор. В интервью российской версии GQ в 2005 году Кадыров сказал, что уже убил всех, кого следовало, а теперь станет убивать всех, кто стоит за ними, пока его самого не убьют или не посадят.
Как пишет в редакционном материале The Wall Street Journal, в сегодняшней России признание на Западе не гарантирует правозащитнику и критику власти безопасности. Как напоминает издание, убитая Наталья Эстемирова за свою долгую работу по выявлению жестокостей "грязной войны" в Чечне получила в 2005 году медаль Роберта Шумана от Европарламента и в 2007 году премию имени Анны Политковской от Инициативы нобелевских женщин.
Любой, кто не угоден Кремлю, неизбежно столкнется с угрозами и риском для жизни, тем более тот, кто пытается предать огласке неудобные факты о Чечне. Достаточно вспомнить имена журналистки Анны Политковской и адвоката Станислава Маркелова - оба занимались как раз Чечней.
Нельзя точно сказать, кто стоит за этим убийствами, но очевидно, что их число стремительно выросло с 2007 года, когда президентом Чечни стал Рамзан Кадыров, ставленник Кремля и "герой России". Вчера президент Медведев обещал, что все необходимые меры будут приняты, но, полагает издание, едва ли стоит, затаив дыхание, ждать справедливости.
Если вы сомневаетесь, что россияне готовы бросать вызов автократам, вспомните о Наталье Эстемировой, рекомендует своим читателям The Guardian в редакционной статье. Вчера председатель совета "Мемориала" Олег Орлов возложил вину за убийство Эстемировой на президента Чечни Рамзана Кадырова, пишет газета, сообщая, что Эстемирова участвовала в составлении двух докладов о поджогах домов и убийствах, совершаемых "кадыровцами". "Критиков президента Кадырова расстреливают, где бы они ни жили", - утверждает издание, напоминая о гибели Политковской, Станислава Маркелова и Умара Исраилова.
Чем дольше продолжаются эти убийства, тем большей обузой Кадыров становится для Кремля, но сместить его будет труднее, чем ранее президента Ингушетии Зязикова, поскольку чеченский президент популярен среди населения. Как полагает издание, каждый западный политик должен, как сделала вчера Ангела Меркель, включать чеченский вопрос в повестку дня политических взаимоотношений с Россией.
Убийство Натальи Эстемировой, занимавшейся расследованием жестокостей режима Кадырова в Чечне, несет на себе отпечаток безнаказанности, характерный для многих преступлений в путинской России, пишет редакция The New York Times.
Издание отмечает, что двое коллег убитой - журналистка Политковская и адвокат Маркелов - также стали жертвами киллера в последние годы. Все они стремились сделать достоянием общественности правду о пытках и других преступлениях, совершенных подчиненными президента Чечни.
Эстемирова, сотрудница правозащитной организации "Мемориал", сама рассказывала, как в прошлом году президент Кадыров ей угрожал, но она не отказалась от своей деятельности. В своих последних докладах она указывала, что вину за противоправные действия в Чечне стоит возлагать на самых высокопоставленных чиновников, включая премьера Путина. Сам Путин в свою бытность президентом преуменьшал значимость работы убитых правозащитников, напоминает издание. Дмитрий Медведев вчера выступил с другим посылом - он отметил, что убийство связано с профессиональной деятельностью Эстемировой, и пообещал жесткий ответ. Издание советует российскому лидеру в качества жеста доброй воли снять Кадырова, как в прошлом году он поступил с президентом Ингушетии.
Российские власти обязаны отдать под суд тех, кто убивает правозащитников, пишет The Times в своей редакционной статье, откликаясь на убийство Натальи Эстемировой. "Пока послужной список России в этом отношении постыден".
"Почти нет сомнений в том, откуда исходили приказы убить Политковскую и Эстемирову", - пишет издание, напоминая, что организация "Мемориал" обвинила в смерти Эстемировой Рамзана Кадырова. Долг российских властей - расследовать эти обвинения, рассмотреть скрытые отношения бывшего полевого командира с чеченскими бандами, обнажить какие-либо связи с российскими правоохранительными органами, полагает издание. Но, по мнению газеты, надеяться на прозрачное расследование не следует, так как спецслужбы остаются зловещим и коррумпированным государством в государстве. Если Россия не начнет серьезно воспринимать свои обязательства по Европейской конвенции о правах человека и другим соглашениям, все демократические и цивилизованные страны будут ее презирать, заключает издание.
"Северный Кавказ превращается в обитель беззакония" - констатирует в своей статье постоянный автор Die Welt Манфред Квиринг. Убийство Эстемировой вызвало волну протеста во всем мире. И только Россия, похоже, уже привыкла к проявлению насилия против тех, кто критикует режим.
"Оплакивание политических жертв, погибших от рук преступников, а вместе с тем беспомощные вопросы об истинных заказчиках стали для России рутиной", - пишет обозреватель. Насилие над инакомыслящими, но в особенности взрывоопасная ситуация на Северном Кавказе замалчивается. А если не получается скрыть правду, то тогда российское руководство принимается за поиски темных сил за границей - и находит их. Российскому МИДу, продолжает издание, не пришло в голову ничего лучшего, как квалифицировать последний доклад Amnesty International об ухудшающейся ситуации с правами человека на Северном Кавказе как "предвзятый", обвинив к тому же эту правозащитную организацию в антироссийской направленности.
При этом государственная власть обвиняет неправительственные организации в связях с "иностранными центрами" - и Наталья Эстемирова не избежала обвинений в получении денег из-за границы. "Тот, кого подозревают в подобном, тот, кто мыслит иначе или критикует режим, в России, а особенно на Северном Кавказе, быстро получает ярлык "экстремиста", - отмечает в заключение Манфред Квиринг, добавляя, что с экстремистами здесь не церемонятся.
Москва твердит о законе и порядке, но убийство Эстемировой доказывает обратное, уверен корреспондент Der Standard Маркус Бернат.
Рамзан Кадыров, главный бандит, ставший президентом своей небольшой империи, назвал убийство Эстемировой "варварским преступлением", спланированным заранее. Он прав, замечает журналист, но проблема в том, что до сих пор ничто не указывает на то, что не сам Кадыров заказал это убийство. "Глубоко потрясен" убийством правозащитницы и президент Медведев: глава российского государства распорядился провести самое тщательное расследование. Но разве в России было должным образом расследовано хоть одно преступление против критиков режима, спрашивает Маркус Бернат.
Эстемирова нередко помогала Политковской в ее расследованиях в Чечне. Политковская, напоминает издание, была убита в Москве в 2006-м, адвокат ее семьи Станислав Маркелов - в январе этого года.
"Наталья Эстемирова была образующим звеном в этой цепи - она знала, кто стоит за преступлениями в Чечне и кто не боится ликвидировать противников даже за границей", - пишет автор. Своими последними отчетами она перечеркнула всю политику Москвы в Грозном, которая представляет собой химеру.
Мадлен Леруайе в статье для Le Figaro рассказывает о реакции российских правозащитников, соратников Натальи Эстемировой, на известие о ее гибели. По их мнению, заказчиком устранения Эстемировой является чеченский президент, а за ним стоят представители окружения бывшего российского президента Владимира Путина.
"Они убили душу, нашу душу. Кто виновен в этом убийстве? Его имя - Рамзан Кадыров. Его должность - президент Чеченской республики", - обвиняет Олег Орлов, директор ассоциации "Мемориал", оказывающей помощь жертвам чеченской войны. 82-летняя Людмила Алексеева, председатель Московской Хельсинкской группы, говорит: "Все эти капризы, вся власть Рамзана Кадырова основывается на поддержке Владимира Путина. Вот почему я обвиняют их обоих. Без этой поддержки Кадыров не позволил бы себе таких ужасов".
Орлов рассказал о последней встрече Натальи с чеченским президентом, когда она еще входила в общественный совет Грозного. Она выступила против планов президента сделать обязательным ношение платков женщинами. Разъяренный Кадыров оскорбил и унизил Эстемирову в присутствии участников встречи. После этого эпизода коллеги посоветовали правозащитнице выехать на время за границу, но она вскоре вернулась: "Эта работа была у нее в крови", - говорит Шахман Ахбулатов, один из ее коллег.
"Мемориал" работает в настоящее время над 3000 исчезновений людей. Лишь одно такое дело было раскрыто - благодаря Анне Политковской, рассказавшей в прессе об этом преступлении, адвокату Станиславу Маркелову, добившемуся небывалого приговора, и Наталье Эстемировой, собравшей досье. Все они мертвы. Их убили, говорит Александр Черкасов, член совета "Мемориала".
Почему в России акции правозащитников посещает так мало людей? - спрашивает издание. "Это страх, тот страх, который я пережила во времена Советского Союза. Я его узнаю", - говорит Людмила Алексеева.
Саша Кулаева, коллега и подруга погибшей чеченской правозащитницы, в интервью La Liberation признается, что испытывает гнев в отношении убийц Натальи и Европы, которая смотрит слишком снисходительно на происходящее в России.
"Смерть Натальи - самая настоящая казнь, которую совершили после неоднократных предупреждений. Она говорила нам об угрозах и даже была вынуждена покинуть Грозный. Кадыров ее оскорбил публично", - говорит правозащитница.
Политика Кадырова, по словам Кулаевой, направлена на то, чтобы показать, что ситуация в Чечне нормализовалась. Но люди возвращаются в Чечню под давлением. В настоящее время в республике имеет место массовая чистка, волна убийств против оппозиционеров, находящихся в Европе.
Кулаева выражает обеспокоенность в отношении сотрудников "Мемориала", работающих в Чечне: за шесть месяцев исчезли самые активные коллеги Эстемировой. Расследований по факту их исчезновения не ведется. Президент Медведев пока не оправдал надежд правозащитников.
Как отмечает Эндрю Крамер в статье для The New York Times, многие соратники Эстемировой по "Мемориалу" возлагают вину за ее убийство лично на президента Чечни Рамзана Кадырова. На переговорах с бундесканцлером Ангелой Меркель президент России Дмитрий Медведев опроверг эти теории, назвав их "примитивными", и пообещал быстро выявить виновных. При этом он похвалил Эстемирову за "полезную" работу, которую та выполняла, что резко контрастирует с реакцией его предшественника Владимира Путина на убийство журналистки Анны Политковской, отмечает издание.
Президент Чечни и подвластные ему спецслужбы постоянно фигурировали в расследованиях Эстемировой. В начале 2008 года она получила должность главы комитета по правам человека при правительстве Чечни, но вскоре была уволена за публичную критику в адрес властей. Кадыров, кроме того, интересовался ее родственниками, что Эстемирова, по словам ее коллег, расценила как угрозу.
В последнее время Эстемирова расследовала публичную казнь в одном из горных сел Чечни, однако, по мнению главы российского отделения Human Rights Watch Татьяны Локшиной, связывать ее убийство с этим делом сейчас было бы преждевременно, пишет издание.
В России заставили замолчать еще один голос, отмечает на страницах The Washington Post Татьяна Локшина, заместитель директора московского отделения Human Rights Watch. "В среду нашли тело моей подруги Натальи Эстемировой", - пишет она.
"Мы не знаем, кто нажал на спуск оружия, из которого была убита Наташа, но ответственность за атмосферу безнаказанности в Чечне следует возложить непосредственно на Москву", - заявляет Татьяна Локшина. По ее словам, убийство Эстемировой можно было как предсказать, так и предотвратить. Она призывает российские власти немедленно начать тщательное расследование не только этого преступления, но и всего спектра зверств при власти Рамзана Кадырова, рассмотреть вопрос о причастности официальных лиц. Между тем убийцы Маркелова и Политковской до сих пор на свободе, подчеркивает она. Смерть Эстемировой должна стать поворотным моментом, пишет Локшина, призывая западные правительства вновь поднять чеченский вопрос в отношениях с Россией.