Убитая правозащитница была в оппозиции президенту Кадырову и его сторонникам в Москве, пишет Мадлен Леруайе в статье, напечатанной в газете Le Figaro.
По мнению близких соратников Натальи Эстемировой, заказчиком ее устранения является чеченский президент, а за ним стоят представители окружения бывшего российского президента Владимира Путина. "Они убили душу, нашу душу. Кто виновен в этом убийстве? Его имя - Рамзан Кадыров. Его должность - президент Чеченской республики", - обвиняет Олег Орлов, директор ассоциации "Мемориал", оказывающей помощь жертвам чеченской войны. 82-летняя Людмила Алексеева, председатель Московской Хельсинкской группы, говорит: "Все эти капризы, вся власть Рамзана Кадырова основывается на поддержке Владимира Путина. Вот почему я обвиняют их обоих. Без этой поддержки Кадыров не позволил бы себе таких ужасов".
Олег Орлов рассказал о последней встрече Натальи с чеченским президентом, когда она еще входила в общественный совет Грозного. Она выступила против планов президента сделать обязательным ношение платков женщинами. Разъяренный Кадыров оскорбил и унизил Эстемирову в присутствии участников встречи. После этого эпизода коллеги правозащитницы посоветовали ей выехать на время за границу, но она вскоре вернулась: "Эта работа была у нее в крови", - говорит Шахман Ахбулатов, один из ее коллег.
"Мемориал" работает в настоящее время над 3000 исчезновений людей. Лишь одно такое дело было раскрыто и виновный понес наказание. Речь идет об убийстве в 2004 году Зелимхана Урдалова. Виновный, капитан Сергей Лапин, был осужден российским судом на 11 лет тюремного заключения. Это дело удалось довести до логического завершения благодаря Анне Политковской, рассказавшей в прессе об этом преступлении, адвокату Станиславу Маркелову, добившемуся небывалого приговора, и Наталье Эстемировой, собравшей это досье. Все они мертвы. Их убили, говорит Александр Черкасов, член совета "Мемориала".
Вчера борцы за права человека собрались на Пушкинской площади. Их было не больше сотни. Обычно в таких акциях по четвергам принимают участие около двух десятков человек. Почему же эти мероприятия посещает так мало людей? "Это страх, тот страх, который я пережила во времена Советского Союза. Я его узнаю", - говорит Людмила Алексеева.