В России вызвала дебаты рекламная кампания, связанная с зимней Олимпиадой 2014 года: образы, которые в ней используются, назвали "фашистскими", сообщает The Guardian. Это фигуры синеглазых светловолосых спортсменов, расцененные критиками как неогитлеризм и "нечто напоминающее фильмы Лени Рифеншталь", поясняет журналист Том Парфитт. Речь идет о рекламе элитного жилого комплекса "Горки-Город", который строится в Красной Поляне близ Сочи. На время Олимпиады в комплексе разместят журналистов.
"Несомненно, авторы этой рекламы вдохновлялись нацистским искусством", - сказала Екатерина Деготь, известный историк искусства. По данным газеты, образы спортсменов созданы петербургской дизайнерской фирмой Doping-Pong, которая использует свастику в качестве одного из своих сетевых баннеров. Один из недавних проектов фирмы - серия эротических фотографий двух молодых женщин, одна из которых обозначена как "фа", а другая - как "антифа". Женщины дерутся на ринге, сдирают друг с друга одежду, "фа" побеждает и заворачивается в нацистский флаг.
Один из дизайнеров Doping-Pong Дима Мишенин заявил, что не симпатизирует ультраправым, но добавил: "Олимпийская эстетика начинается в Берлине 1936 года, ее создала Лени Рифеншталь". По поводу использования нацистской иконографии в других своих работах он сказал: "Когда я использую символ культуры нацистской Германии, например свастику, я, естественно, использую ее как представитель страны-победительницы".
Некоторые наблюдатели сочли критику гипертрофированной: например, некий 26-летний веб-дизайнер заметил: "Если у сноубордиста нос не картошкой, это еще не означает, что он не может быть русским". Со своей стороны, советник президента Медведева по правам человека Михаил Федотов выразил обеспокоенность тем, что к проекту привлекли компанию, которая позволяет себе "игры с нацистскими символами".
Креативный директор проекта "Горки-Город" Дмитрий Лещинский в заявлении намекнул, что налицо козни с целью дискредитации проекта. По его словам, "настоящий фашизм" - это обливание грязью рекламы, которая "выделяется среди серой массы".
Деготь заметила, что работа с нацистской эстетикой сама по себе не зазорна, но данная рекламная кампания - "коммерческий проект, открыто эксплуатирующий потенциальную притягательность, которую нувориши находят в нацистской стилистике".