Обама разорвал "особые отношения" с Восточной Европой, пишет журналистка The New York Times Джуди Демпси. Если Джордж У.Буш наладил исключительно тесные связи с Польшей, Чехией, странами Балтии и Румынией, которые, в свою очередь, сделались его самыми преданными европейскими сторонниками, то при Обаме размещение системы ПРО в Восточной Европе оказалось под вопросом: у экспертов появились сомнения относительно ее стоимости, эффективности и даже местоположения баз. "В результате уверенность времен Буша сменилась у жителей Восточной Европы чувством, что их предали, - но, возможно, также реалистичной оценкой ситуации", - пишет автор материала.
Администрация Обамы не уделяет отношениям с Восточной Европой такого внимания, как Буш. "Для нее намного важнее задача по "перезагрузке" отношений с Россией, которыми Буш много лет пренебрегал", - поясняет издание.
На взгляд автора, в результате ослабнет способность администрации влиять на ЕС. "Команда Буша отлично умела, в числе прочего, сталкивать европейцев лбами. Восточной Европе она льстила визитами на высшем уровне и поддерживала прием в НАТО Грузии и Украины, который постоянно лоббировался Польшей и другими восточноевропейскими странами", - пишет газета, напоминая, что в Вашингтоне также радушно принимали Блэра, который поддержал войну в Ираке, но холодно относились к Шредеру - ее противнику. Буш жестко протестовал против использования Россией энергоносителей как инструмента политического давления на Восточную Европу.
"Политика Буша раздражала ряд западноевропейских стран, особенно Германию, но стимулировала в Восточной Европе поддержку курса США", - отмечает Демпси, поясняя, что администрации Буша куда легче было управиться с разобщенной Европой, чем с единой и сильной. Однако Обама концентрирует силы на Афганистане, а не на Ираке, и необходимость в особых отношениях с Восточной Европой и в попытках вбить клин между союзниками отпала: европейцы в любом случае не намерены увеличивать контингент в Афганистане.
"Восточной Европе следует списать свои убытки в области ПРО и осознать, что ее будущее связано с ЕС", - заключает автор.