"Группа православных фундаменталистов, напавшая в пятницу на художественную выставку в Москве, выставила напоказ некоторые противоречия идеологии, на которую опирается режим президента Владимира Путина", - отмечает Леонид Бершидский в BloombergView.
Журналист имеет в виду нападение активистов из группы "Божья воля" во главе с Дмитрием Цорионовым на выставку "Скульптуры, которых мы не видим" в московском "Манеже" - "галерее, видевшей невежественную ярость Хрущева" по поводу выставки советских художников-нонконформистов в 1962 году. Православные активисты повредили четыре произведения Вадима Сидура, после чего полицейские вывели их из выставочного зала, а затем отпустили.
"Путин - самопровозглашенный защитник традиционных, то есть православных ценностей, - пишет Бершидский. - Даже его аргументация вторжения в Крым включала в себя ложное утверждение, что полуостров был колыбелью российского христианства. Тем не менее, Путин ратует за сильную государственную власть, а "Манеж" - государственная галерея, в которой принадлежащие государству работы Сидура пострадали от рук вандалов. Кроме того, Сидур, умерший в 1986 году, был героем войны, орденоносцем. Ему не исполнилось еще и 21, когда его покалечила пуля нацистского снайпера. А увековечивание памяти о победе Советского Союза в той войне как минимум не менее важно для путинского культа великой России, чем православие, говорится в статье.
Исходя из двух последних положений, Цорионова надо судить как вандала, чего и требует "Манеж". А то, что его отпустили с миром, поставило перед путинской пропагандистской машиной трудную задачу: как осветить нападение, ни к кому не проявив неуважения? - отмечает Бершидский.
"Это тест, инициатива, эксперимент", - сказал об акции "Божьей воли" Глеб Павловский, бывший советник, а теперь - критик Путина, по словам Бершидского. "Конечно, у некоторых экспериментаторов есть сильные покровители, а у некоторых - слабые", - добавил Павловский.
"У Кремля имеется все необходимое, чтобы усмирять вандалов, поднимающих руку на государственную собственность, и если он этого не сделает, обнаружится, что покровители Цорионова, кем бы они ни были, сильны", - резюмирует Бершидский.