25 лет назад функционеры-реакционеры, военные и сотрудники спецслужб устроили в Москве путч. И хотя тогда они "проиграли, многие из них оказались сегодня среди победителей", пишет Юлиан Ханс на страницах швейцарской газеты Tagesanzeiger.
"Так, в январе 1991 года тогдашний президент СССР Михаил Горбачев жестко подавил восстания в Риге и Вильнюсе. Тогда Москва не хотела признавать желание литовцев и латышей обрести независимость. В итоге на 20 августа было запланировано подписание договора, который предусматривал делегирование большей самостоятельности советским республикам, - рассказывает Ханс предысторию событий. - Но группа реакционных сил из КГБ, армии и коммунистической партии захотела предотвратить распад Советского Союза". В итоге они буквально "заперли" Горбачева в Крыму, отключили его телефон, а утром 19 августа распространили новость о том, что Горбачев заболел, и власть перешла к ГКЧП, куда, среди прочего, входили члены ЦК КПСС глава КГБ Владимир Крючков, министр обороны Дмитрий Язов и Геннадий Янаев. Избранный двумя месяцами ранее президент РСФСР Борис Ельцин организовал восстание. И после того, как тысячи людей на протяжении двух дней защищали Белый дом от военных, несколько подразделений перешло на сторону Ельцина и никто так и не отдал приказа стрелять в людей, всем стало понятно, что путч провалился.
"Долгое время казалось, что судить о том, причисляет ли себя тот или иной человек к демократическим силам или же к их противникам, можно по тому, на какой стороне он был в те августовские дни. Но на самом деле все это уже давно не так просто", - подчеркивает атвор. Так, нынешний министр обороны Сергей Шойгу, в 1991-м поддерживавший Ельцина, в прошлом году заявил, что в случае повторения событий начала 90-х "армия больше не будет стоять в стороне". То же самое можно сказать и о бывшем сотруднике КГБ Викторе Золотове, который тогда вместе с Ельциным стоял на танке перед Белым домом. Золотов долгие годы был личным телохранителем Путина, пока в апреле нынешнего года не был назначен главой только что созданной Национальной гвардии. В ее задачи, кстати, входит подавление восстаний.
После амнистии 1994 года путчисты начали пользоваться своими старыми связями. К примеру, на инаугурации Владимира Путина в 2000 году почетным гостем был экс-глава КГБ и путчист Владимир Крючков. "Иногда они возвращаются", - озаглавила свою статью одна из российских антиправительственных газет, напоминая о том, что сейчас почти каждый второй российский номенклатурщик является выходцем из спецслужб.
"Более того, даже мертвые дают знать о себе". Так, в ночь на 23 августа демонстранты сорвали с постамента памятник основателю советской спецслужбы Феликсу Дзержинскому. Теперь же памятник отреставрирован, но референдум о возвращении его на старое место на Лубянке перенесен. Кстати, согласно опросам независимого "Левада-Центра", сегодня только 16% населения страны вышли бы на улицы на защиту демократии, добавляет издание.