Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
21 января 2013 г.

Обзор прессы | InoPressa: тема дня

Покушение на Сергея Филина и грязная изнанка балета

Западная пресса рассказывает о покушении на главного балетмейстера Большого театра. "Уродливая сторона русской красоты", пишут СМИ: "Прежде Большой был предметом колоссальной гордости России за свою культуру, а теперь символизирует насилие и коррупцию, охватившие страну". С момента ухода Григоровича 18 лет назад балетмейстеры в Большом сменялись один за другим: все они капитулировали перед системой.

Когда в Большом театре "планируются новые, современные постановки классиков, звезды и СМИ нередко выражают бурный протест, а некоторые политики пытаются предотвратить такие планы через Путина", пишет журналистка Frankfurter Rundschau Михаэла Шлагенверт. Раньше за этими скандалами и скандальчиками можно было наблюдать с улыбкой, но сейчас конфликт достиг небывалого обострения: в четверг вечером человек в маске плеснул в лицо художественному руководителю балета Большого театра Сергею Филину кислотой. По данным издания, жизнь Филина вне опасности, но он может потерять зрение.

Филин танцевал в труппе Большого с 1988 года и досконально знает театр "со всеми его интригами, строгими иерархическими отношениями и косными традициями", говорится в статье.

Автор напоминает, что с момента ухода Григоровича 18 лет назад балетмейстеры в Большом сменялись один за другим: "все они капитулировали перед системой, в которой балерины старше 80 лет передавали молодым не только великие роли из "Жизели" и "Лебединого озера", но и отношение к делу, исключающее современное и открытое руководство труппой". Предшественник Филина Алексей Ратманский в какой-то мере смог ввести в театр современную хореографию, но в конце концов капитулировал, но Филин, казалось, обладал стальными нервами, необходимыми для этого театра.

"По-видимому, именно это вызвало гнев труппы. Филину угрожали, его сайт взламывали и осыпали оскорблениями, колеса автомобиля прокалывали", - сообщает автор. Директор театра Иксанов также выразил уверенность, что покушение связано с профессиональной деятельностью Филина.

"Зловещие тайны русского балета" - так озаглавлена статья в The Daily Beast. Кто стоит за нападением на Филина? "Лаконичные заявления руководства Большого театра лишь усиливают загадочность", - замечает журналистка Анна Немцова. По словам пресс-секретаря театра Екатерины Новиковой, администрация подозревает некого сотрудника театра, кого-то, кто был "заинтересован в дискредитации театра" (интервью "Известиям").

"Пока неясно, каковы были мотивы - зависть или что-то из области финансов", - пишет автор. Но, по данным Немцовой, в Большом часто случались мрачные заговоры и злодеяния: "Балерины обвиняли администрацию в сексуальных домогательствах и мучительном психологическом давлении. Сообщалось об угрозах убийством и пугающих анонимных телефонных звонках".

"Я не сомневаюсь, что это (...) хорошо спланированное преступление", - сказала в интервью журналу Анастасия Волочкова, в прошлом прима Большого. После увольнения из театра она подала в суд и, по ее словам, подверглась давлению: "Большой театр шантажировал и дискредитировал меня. Мужчины с ножами угрожали убить моих партнеров по балету, если я не заберу иск".

В 2011 году в интернете появились компрометирующие фото замдиректора театра Сергея Янина. "По слухам, в отместку за то, что он не поддался на финансовый шантаж", - говорится в статье.

Большой театр фигурирует и в финансовых скандалах, отмечает Немцова. "После реставрации, длившейся шесть лет, государственные аудиторы обнаружили, что окончательные расходы в 16 раз превысили первоначальную схему. Это указывает на коррупцию и алчность прямо-таки оперного размаха", - говорится в статье.

"Уродливая сторона русской красоты" - такой заголовок дала британская The Independent. Когда человек в маске плеснул в лицо Филину серной кислотой, "конфликт в балетной труппе Большого театра, тлевший уже давно, приобрел новый ужасающий аспект", - пишет журналист Шон Уокер. Самый престижный российский театр давно полон интриг, но соперничество еще никогда не возрастало до полномасштабной физической агрессии, полагает автор. Теперь же московский балетный мир ввергнут в шок и отчаяние.

Майя Плисецкая в своих мемуарах описала интриги в Большом театре. "В постсоветскую эру соперничество продолжалось", - констатирует автор, упоминая об обвинениях, выдвинутых Волочковой. Балерина полагает, что в ухудшении ситуации виновато руководство театра, в том числе гендиректор Иксанов.

Пресс-секретарь театра Новикова назвала нападение на Филина поступком безумца-одиночки. "Однако давно чувствуется, что в Большом не все в порядке", - пишет автор, упоминая о Янине, а также об уходе Натальи Осиповой и Ивана Васильева в другую труппу и кампании Николая Цискаридзе за отставку Иксанова.

"Большой театр заявляет, что балетмейстер стал жертвой нападения из-за его профессиональной деятельности" - извещает в заголовке The New York Times. "Примерно то же самое сказал Филин в интервью, которое дал "Рен-ТВ" в больничной палате", - отмечает журналистка Эллен Барри.

Со своей стороны, полиция изучает разные версии, в том числе гипотезу о мести обиженных коллег или споров о деньгах.

"Один ветеран Большого театра написал в "Фейсбуке", что в последние годы уровень профессиональной этики в театре снизился", - говорится в статье. Экс-худрук театра Юрий Бурлак в интервью "Известиям" расставил акценты иначе: по его мнению, переменилась к худшему вся страна и взаимоотношения между людьми.

"Главного балетмейстера Большого театра облили кислотой", - сообщает The Guardian. "Очередной и самый мерзкий скандал в Большом", - комментирует Мириам Элдер.

"Прежде Большой театр был предметом колоссальной гордости России за свою культуру, а теперь символизирует насилие и коррупцию, охватившие страну", - продолжает журналистка. По словам родственников и коллег, Филин более месяца получал угрозы, его электронная почта была взломана и письма с компроматом оказались в интернете.

Бывший худрук Алексей Ратманский написал в "Фейсбуке", что нападение на Филина не случайность. Ратманский перечислил взаимосвязанные проблемы Большого театра: подхалимы, спекулянты билетами, полусумасшедшие поклонники, готовые убить соперников своих кумиров и т.п. Корни этих бед Ратманский видит в том, что некие люди постепенно уничтожили профессиональную этику в театре.

В Москве совершено нападение на худрука балетной труппы Большого театра. В истории русского и советского балета не раз имели место подобные эпизоды, рассказывает читателям La Stampa.

Виновных в нападении ищут среди сотрудников театра, заявил генеральный директор ГБАТ Анатолий Иксанов без тени сомнения в правильности этой версии. Но Махар Вазиев, ныне главный балетмейстер театра La Scala, в прошлом звезда, а затем заведующий балетной труппой Мариинского театра, говорит и о мафии, которая всегда окружала и окружает театр. "Поэтому очень сложно выявить заказчика внутри театра. Трудно представить, что кто-то мог совершить подобное по причине артистического соперничества. Я видел телеинтервью со Светланой Захаровой. По ее словам, танцоры взволнованы и шокированы, многие не в состоянии репетировать. Я могу это понять", - говорит Вазиев.

"Алексей Ратманский, худрук балета Большого театра с 2004 по 2008 годы, указывает, что вокруг театра крутятся спекулянты, перекупщики, полусумасшедшие поклонники, готовые перерезать горло соперникам их фаворитов, циничные хакеры. О зависти и интригах в Большом говорила и Майя Плисецкая", - отмечает автор статьи.

"Тесная связь между балетом и властью со всеми вытекающими рисками восходит еще к царским временам, - продолжает корреспондент. - Матильда Кшесинская, любовница будущего царя Николая, а затем подруга некоторых великих князей, вынудила уйти в отставку директора императорских театров за то, что он ее оштрафовал. Ситуация не изменилась и в советские времена: в 1924 году балерина Лидия Иванова погибла в странном инциденте на Неве за два дня до отъезда на Запад вместе с Баланчиным. Она была любовницей офицера ЧК - возможно, ей была известна какая-то секретная информация? Влиятельными членами партии были такие талантливые балерины, как Ирина Колпакова в Ленинграде и Ольга Лепешинская в Москве. А вот Мария Семенова сурово пострадала после того, как ее супруг, высокопоставленный военный, впал в немилость".



facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru