Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
24 марта 2011 г.

Обзор прессы | InoPressa: тема дня

Такая неоднозначная операция против Каддафи

НАТО не решается возглавить военную кампанию в Ливии, хотя США твердо настроены делегировать свои командные функции, причем с привлечением арабских стран, чтобы не было речи о "христианском крестовом походе", пишут СМИ. Ракеты, которые валятся на Ливию, раскололи правящий тандем в далекой России, или Кремль сознательно пытается усидеть на двух стульях?

США решительно настроены передать командование операцией против Ливии, но кому, пока неизвестно, пишет Луиджи Оффеду в итальянской Corriere della Sera. "Над самой сложной операцией последних лет, миссией против Каддафи, нависло густое черное облако. После очередного саммита в Брюсселе с участием послов 28 стран Североатлантического альянса без ответа остался самый важный вопрос: кто возглавит военные операции против Ливии", - пишет издание.

"США, Великобритания и Италия уверены, что командование должно перейти к НАТО, а вновь назначенный министр иностранных дел Франции Ален Жюппе заявил, что политический контроль должен быть у "режиссерской кабины", в состав которой войдут, в том числе, и министры иностранных дел арабских стран. НАТО может быть отведена максимум "техническая роль" в отдельных операциях. В результате - застой и неразбериха в том, что касается средств, лимитов и реальных целей "коалиции добровольцев", - сообщает корреспондент.

"Но есть и другая новость: со вчерашнего дня под флагом НАТО и под командованием Италии 16 кораблей семи различных стран осуществляют патрулирование в Средиземном море с целью воспрепятствовать доставке оружия Триполи. Великая мусульманская Турция внесла наибольший вклад (шесть кораблей) в эту военно-морскую миссию. Было сложно ее убедить, но этого, как и участия в воздушных рейдах некоторых арабских стран, больше всех хотел Барак Обама: когда США передадут другим командование операциями, никто не сможет говорить о "христианском крестовом походе", - подчеркивает корреспондент.

Австрийская Die Presse посвящает статью позиции Франции в ливийских событиях. Военная операция в Ливии является для Франции возможностью вернуть себе главенствующую роль в Северной Африке после провала в Тунисе и Египте, пишет издание.

"Уже дважды Николя Саркози ставил своих западных партнеров в ходе ливийского кризиса перед фактом: 14 дней назад, когда Запад раздумывал над формулировками, Париж признал в качестве единственной законной власти в Ливии Национальный переходный совет". А после решения Саркози провести военную операцию против сил Каддафи для предотвращения резни в Бенгази союзникам оставалось либо присоединиться к нему, либо остаться в стороне. Саркози вовремя увидел возможность заполнить вакуум, который грозил образоваться из-за нерешительности США открывать третий фронт на фоне вызывающих неоднозначные оценки кампаний в Афганистане и Ираке, говорится в статье.

Парижу военная операция против ливийского режима дала возможность подлатать репутацию после того, как он "проворонил" восстания в Тунисе и Египте, а также в свете компрометирующих связей с арабскими диктаторами, считает корреспондент, отмечая, что Саркози в случае необходимости был готов действовать даже в одиночку.

Немецкая Berliner Zeitung утверждает, что будущее Ливии обретает лицо. "Точнее, лица: вчера было официально представлено переходное правительство в цитадели повстанцев - портовом городе Бенгази. До сих пор речь шла лишь о неофициальных объединениях, дабы избежать форсированного раскола страны", - говорится в статье.

"Правда, кто именно входит в правительство, так же малоизвестно, как и многие фигуры и их политические цели", - отмечает газета. Зато стало известно, что Махмуд Джибриль занял в нем пост премьера. Он учился в США и с тех пор поддерживает добрые отношения с Западом. Две недели назад в Париже с Джибрилем встречались французский президент Николя Саркози и госсекретарь США Хиллари Клинтон.

Автор статьи Юлия Герлах излагает информацию о ряде политических фигур, которые предположительно войдут в правительство, и выражает мнение, что достичь согласия между разными оппозиционными политиками будет не так просто: за один стол планируется посадить бывших политзаключенных и бывших высокопоставленных чиновников Каддафи, перешедших на сторону "революции".

Позавчера британские и американские официальные лица заявили, что представители режима Каддафи стремятся бросить своего лидера на произвол судьбы и спастись самим, пишет The Times. "Нам известно, что некоторые представители режима старались через посредников вступить в контакт с правительствами зарубежных стран, чтобы обсудить свои "стратегии выхода", - сообщил изданию неназванный сотрудник британского МИДа. Госсекретарь США Хиллари Клинтон во вторник вечером даже намекнула, что сам полковник Каддафи ищет пути к бегству.

"Очевидно, Британия и США заинтересованы в распространении подобной информации, дабы подорвать позиции полковника Каддафи", - замечает газета.

Сам Каддафи во вторник вечером впервые после начала бомбежки появился на людях и не выказал готовности к капитуляции. Вдобавок большую часть его ближайшего окружения составляют родственники - сыновья и брат жены, отмечает издание. В случае отъезда за границу родственники Каддафи и министр иностранных дел Ливии Муса Куса могут попасть под международный трибунал в Гааге. Неясно также, куда они могут отправиться, ведь Каддафи презирал лидеров других арабских стран. "Возможно, их примут африканские страны, которые он щедро одаривал, - Зимбабве, Мали и Чад, а также президент Венесуэлы Чавес", - предполагают корреспонденты.

Газета La Stampa обсуждает финансовую сторону операции в Ливии. "Высокотехнологичная война в Ливии обойдется в 1 млрд долларов", - утверждает издание. За первые четыре дня воздушных ударов коалиция "сожгла" 800 млн долларов, пишет Франческо Гриньетти, пытаясь разобраться, "откуда берутся такие астрономические цифры".

Ракеты, которые с субботы валятся на Ливию, раскололи правящий тандем в далекой России, утверждает постоянный автор журнала Time Саймон Шустер. "Медведев не просто дал отпор своему бывшему ментору: министры, эксперты и государственные СМИ быстро сплотились вокруг президента. Внезапно вопрос "кто на самом деле главный в России?" перестал казаться наивным", - пишет журналист.

Путин заявил, что в политике США вооруженное вмешательство "приобретает устойчивую тенденцию и тренд", а резолюция ООН, на основе которой проводятся бомбардировки Ливии, "напоминает средневековый призыв к крестовому походу". "По-видимому, эта фраза и взбесила Медведева. Через три часа он выступил перед телекамерами, одетый в черную кожаную куртку с вышитой надписью "Главнокомандующий" - не самый тонкий намек", - пишет журнал.

"Ни в коем случае недопустимо использовать выражения, которые, по сути, ведут к столкновению цивилизаций, типа "крестовых походов" и так далее", - заявил Медведев.

В понедельники телеканалы изъяли заявление Путина из вечерних выпусков новостей, а некоторые даже с сайтов. "Это беспрецедентное унижение для человека, слывущего национальным лидером. Между тем заявление Медведева было показано по всем основным каналам", - пишет Шустер. Однако Путин не вступил в полемику. Наоборот, во вторник вечером он сказал журналистам, что между ним и Медведевым не может быть разногласий. "К тому времени и министр иностранных дел, и министр обороны выступили в духе позиции Медведева", - говорится в статье.

Шустер делает вывод, что предстоящий разговор Путина с Медведевым о том, кто будет баллотироваться в президенты, "возможно, не будет чинной джентльменской беседой, которую обещали оба".

Обозреватель Foreign Policy Юлия Иоффе продолжает тему в публикации "Ну и кто после этого крестоносец?". Те, кто гадает на кофейной гуще, в какой пропорции разделена власть между Путиным и Медведевым, в понедельник получили дорогой подарок: между лидерами произошла редкостная публичная перепалка.

Неужели Медведев, явно младший партнер в правящем тандеме, действительно назвал слова Путина "неприемлемыми"? Поскольку до президентских выборов - э-э-э, президентского решения - остался всего год, что это означает для закулисных планов обоих кандидатов? - задается вопросом автор. И сама отвечает, что все не так просто: "Когда перепалки происходят, стоит помнить, что правящий тандем устроен по принципу "хороший следователь - плохой следователь".

"Коронная цветистая риторика [Путина] должна служить компенсацией для избирателей, потерявших деньги из-за резолюции Совбеза. Это выступление предназначалось исключительно для отечественной аудитории", - сказала аналитик Маша Липман.

"Реакция Медведева, наоборот, предназначалась для иностранной аудитории, - пишет Йоффе. - Очевидно, Кремль рассудил: бесполезно помогать Ливии - этому тонущему кораблю - если рискуешь восстановить против себя и Европу, крупнейшего торгового партнера России, и США". Крупные решения типа отказа от вето в ситуации, когда Россия традиционно его накладывает, обычно принимаются с согласия обоих партнеров по дуумвирату, уверена Йоффе. И в итоге победило заявление, предназначенное для зарубежной аудитории, - вечером российское телевидение транслировало лишь высказывания Медведева.



facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru