Предвидя, что на Украине после свержения Виктора Януковича повторится история десятилетней давности, российское руководство воздержится от военного вторжения и займет выжидательную позицию, считает корреспондент журнала Time Саймон Шустер. Впрочем, добавляет он, это не значит, что Кремль будет сидеть сложа руки.
"После того как "оранжевая революция" 2004 года впервые заставила Украину отвернуться от России, лидерам этого восстания потребовалось меньше года, чтобы переругаться между собой, - напоминает Шустер. - Их распри повлекли за собой пятилетие политического коллапса и экономической стагнации, и к 2010 году они так надоели народу Украины, что люди проголосовали за того самого человека, который был свергнут "оранжевой революцией", - за Януковича".
Сложившаяся на Украине политико-экономическая конъюнктура играет на руку России, и изменить это обстоятельство не смогут ни лишение русского языка статуса регионального, ни демонтаж памятников Ленину, ни сожжение дома лидера украинской Компартии, убежден автор статьи.
Эйфория протестного движения сходит на нет, и не исключено, что у новой украинской власти "впереди много плохих дней", говорится в статье. Единого лидера у них нет, ведь "практически единственное, что их объединяло в последние три месяца, это ненависть к старому режиму". Как показывает "история кулачных боев в парламенте, украинская политика - это контактный вид спорта".
Борьба обещает быть не очень красивой, и кто бы ни вышел из нее победителем, ему предстоит столкнуться с "главным вызовом - украинской экономикой". Как заявило недавно правительство переходного периода, чтобы избежать банкротства, Украине требуется 35 млрд долларов, а это "серьезное испытание для щедрости ее западных партнеров". И Россия, похоже, намерена сделать это испытание предельно сложным, считает Шустер. Так, Россельхознадзор уже отказался сертифицировать импортировавшуюся в Россию украинскую свинину.
Бывший спикер Верховной Рады Владимир Литвин отметил, что "если экономические трудности будут продолжаться, вину возложат на новых лидеров, и справиться с нарастающим недовольством им будет непросто". Действительно, "после двух успешных восстаний за последние десять лет украинцы почувствовали вкус к протесту", пишет Шустер. "Протестовать они умеют, и вне зависимости от того, кто у руля, не преминут прибегнуть к народовластию".
"Что все это означает для России? Это означает, что последнее, что ей нужно делать, чтобы расшатать новое руководство Украины, это отправлять туда войска. Ничто так не объединяет враждующие политические силы, как общий враг, особенно если это внешний агрессор. Кроме того, если сейчас атаковать Украину, это повысит вероятность, что следующим президентом Украины станет воинствующий противник России", - говорится в статье.
Шустер призывает не забывать, что текущий президентский срок Путина заканчивается лишь в 2018 году, после чего у него останется законное право быть избранным еще на шесть лет. В таком масштабе "украинская революция в итоге, возможно, будет выглядеть временным, пусть и драматическим, откатом в реализации мечты России о консолидации старой советской общности. Как показывает история, Путин - человек терпеливый, а времени на наблюдения у него уйма".