Размещение акций "Русала" на Гонконгской бирже знаменует, что Олег Дерипаска уцелел после глобального финансового кризиса, хотя мог стать одной из его крупнейших жертв, пишет The Financial Times. "Но его битва за превращение компании в открытое акционерное общество также стала нравоучительной историей, предостерегающей об опасности ведения бизнеса в России, где сделки времен бурных 1990-х порой висят тенью над сегодняшней ситуацией", - пишет корреспондент Кэтрин Белтон. Возможно, для империи Дерипаски все еще опасны претензии неоднозначных фигур - его предполагаемых бывших деловых партнеров, пишет журналистка, сообщая, что два из этих деловых партнеров дали ей интервью.
Путь Дерипаски к IPO "Русала" изобиловал трудностями, "но олигарх не сдавался не только потому, что ему требовались деньги на погашение долгов, говорят его партнеры", - пишет Белтон. "Стоит тебе провести IPO, как масса проблем, связанных с прошлым, развеивается", - приводит издание слова "источника, близкого к процессу".
Но призраки прошлого продолжают преследовать Дерипаску: так, в текущем году Высокий суд Лондона заслушает иск о спорной доле "Русала". "Согласно проспекту акций компании, этот иск до сих пор, возможно, создает риск для ликвидности", - пишет газета. Если истец Михаил Черной выиграет дело, Дерипаска, возможно, будет вынужден распродавать акции для выплаты компенсации, что потенциально чревато досрочными выплатами задолженности "Русала". Сам Дерипаска, по его выражению, называет судебное дело "чушью" и "шантажом". "Русал" не является стороной в данном судебном разбирательстве, но в финальной части проспекта его акций упоминаются имена Сергея Попова и Андрея Малевского, "которые в интервью FT утверждают, что были акционерами треста, учрежденного в конце 1990-х для владения алюминиевой империей Дерипаски", говорится в статье.
В начале 1990-х Дерипаска с одобрения Михаила Черного и лондонской компании Transworld, акционерами которой были братья Михаил и Лев Черные, стал гендиректором Саянского алюминиевого завода, утверждает газета. Черной говорит, что они владели предприятием совместно, Дерипаска говорит, что приобрел долю самостоятельно, на собственные средства. Черной заявляет, что содействовал строительству металлургической империи и продвигал Дерипаску благодаря своим обширным связям в администрации Ельцина. "Дерипаска излагает иную версию - в свидетельских показаниях он говорит, что его принудили к партнерству с Черным и Антоном Малевским, братом Андрея и, по слухам, главой "измайловской" ОПГ. Эти двое, по его словам, совместно занимались рэкетом и вымогали у него деньги", - говорится в статье. Черной категорично отрицает связи с организованной преступностью, Антон Малевский погиб в 2001 году в результате несчастного случая, отмечает издание.
Как уверяет Дерипаска, в тот период бизнесменам приходилось соглашаться на покровительство подобных людей, так как правоохранительная система в России была ослаблена. Но некоторые документы, на которые ссылается иск, поданный в Высокий Суд, не вяжутся с версией Дерипаски. Черной утверждает, что представленные им в суд документы доказывают, что Дерипаска одобрил договоренность о передаче акций компании "Сибал" фонду Radom, учрежденному в Лихтенштейне. Его совладельцами были Черной, Дерипаска, Андрей Малевский (от имени брата Антона) и Попов. "Но Дерипаска сказал в свидетельских показаниях, что Radom принадлежал к числу фирм Черного, через которые тот получал плату за покровительство", - говорится в статье.
Юристы Дерипаски представили в суд показания американского эксперта Луизы Шелли, которая назвала Попова "лидером Подольской ОПГ", пишет газета. Сам Попов сказал в интервью изданию, что до показаний профессора Шелли считал Дерипаску своим другом. Попов категорически отрицает, что связан или был связан с организованной преступностью. Черной и Попов утверждают, что ключом к успеху Дерипаски, возможно, стали их связи в администрации Ельцина. "А теперь Дерипаска пытается сказать, что богатейшим человеком в России он стал по нашему принуждению?" - вопрошает Попов в интервью.
Когда-то Дерипаска говорил в швейцарском суде, что знал покойного Малевского только по газетам. В то же самое время Дерипаска утверждает, что соглашение от 2001 года об управлении 20% "Русала" по доверенности Черного, - документ, являющийся стержнем иска Черного, - на деле был предложением, составленным начерно для Антона Малевского, а не Черного. Судья Кларк, решавший вопрос об юрисдикции иска Черного в Великобритании, заметил, что утверждение Дерипаски несколько странно, так как в тексте соглашения Антон Малевский не упоминается. По словам Андрея Малевского, его брат Антон и Дерипаска общались очень тесно.
"Как подчеркивает "Русал" в проспекте акций, дело Черного далеко от разрешения: не ясно даже, подпадает ли договоренность о доверительном управлении под английские законы", - пишет газета, поясняя, что в соглашении, на основе которого Черной предъявил иск, нет упоминаний о юристах, валютах или юрисдикции.