"Впервые в истории внутренний круг мировых лидеров может стать похож на коллектив учебного заведения с совместным обучением, - отмечает в Foreign Policy исполнительный директор Американского ПЕН-центра и бывший помощник госсекретаря США по работе с международными организациями Сюзанна Носсел и напоминает, что новый премьер-министр Великобритании - Тереза Мэй, президентом США может стать Хиллари Клинтон, а на смену генсеку ООН Пан Ги Муну, вероятно, придет одна из нескольких женщин-кандидаток на этот пост. - Аналитики, осмеливающиеся прогнозировать, принесут ли с собой женщины-лидеры особый, более свойственный их полу подход к войне и миру, торговле, политике и общественному благосостоянию, делают это на свой страх и риск. Они рискуют ступать на минное поле стереотипов и предубеждений, которые уже оспорил краткий список известных истории женщин-глав государств: Голда Меир, Маргарет Тэтчер, Индира Ганди, Беназир Бхутто. Однако исследования и теория позволяют предположить: когда женщины достигают того, что размыто называют "критической массой" представительства в институтах власти и организациях, принимающих решения (общепризнано, что этот показатель находится между 20 и 30%), их влияние заметно возрастает".
Источник данной идеи - статья профессора Гарвардской школы бизнеса Розабет Мосс-Кантер "Некоторые виды влияния пропорций на жизнь групп: перекос в соотношении полов и реакции на знаковых женщин", в которой говорится, что, когда женщин в группе больше трети, они получают возможность формировать коалиции, поддерживать друг друга и менять групповую культуру, говорится в статье.
"Это исследование наводит на мысль, что возможное появление критической массы - коллектива - женщин, одновременно руководящих некоторыми из самых влиятельных стран Запада, может изменить хотя бы некоторые аспекты того, как в мире делаются дела", - сообщает Носсел.
"Наблюдая за восхождением женщин к власти в Великобритании, США и ООН, трудно не вспомнить о явлении, которое в мире бизнеса называют "стеклянной скалой". Оно заключается в том, что женщины восходят к власти во время кризисов настолько опасных, что мужчины сторонятся их, опасаясь неудачи, и содействуют возвышению женщин, чтобы они оказались в безвыигрышных ситуациях", - отмечает политолог. В частности, Тереза Мэй пришла к власти, потому что в ходе вызванного "Брекзитом" кризиса мужчины, возглавлявшие лагеря "Выйти из ЕС" и "Остаться в ЕС", отказались от участия в выборах, предоставив "расхлебывать кашу" другим.
"Ввиду упомянутых вызовов хочется надеяться, что женщины-лидеры в этой когорте могут стать друг для друга источником солидарности, сформировать эффективные партнерства и претворить их в политические результаты. И в пользу этого предположения есть свидетельства, - говорится в статье. - Бетси Полк и Мэгги Эллис Чотас написали книгу, в которой доказано, что, создавая профессиональные команды, женщины достигают более высокого уровня уверенности, гибкости и надежности, чем в других рабочих отношениях. Исследования по множеству научных дисциплин подтверждают, что женщины более открыты для командной работы, чем мужчины". В частности, женщины склонны недооценивать свои способности и переоценивать чужие, тогда как мужчины чаще считают, что лучше справятся самостоятельно. Психологическое исследование в Университете Торонто показало, что женщины предпочитают командную работу, а мужчины - иерархичность, говорится в статье.
"Другая перспектива, которая кажется очевидной, но может привести к далекоидущим последствиям - то, что женщины-лидеры могут сделать благосостояние и проблемы женщин более важной частью мировой политики. Во главе этого начинания может стать Клинтон, - сообщает Носсел и рассказывает о том, что сделала Клинтон для защиты прав женщин, начиная со своей "исторической речи" в Пекине 20 лет назад. Тогда Клинтон заявила, что права женщин - это права человека, и наоборот. - Меркель, напротив, не является общепризнанной феминисткой и только недавно сделала продвижение женщин по службе центральным моментом своей политической программы. Британский премьер Тереза Мэй пока в этом плане немного загадочна. Будучи министром внутренних дел, она сделала приоритетом совершенствование мер по работе полиции с домашним насилием и высказала несколько довольно туманных обещаний о более дружественной к женщинам трудовой политике. В целом, если Клинтон и придется поагитировать других глав государств, ей будет проще начать этот разговор, чем если бы она была единственной женщиной за столом, вокруг которого собрались большие мальчики".
"Третья сфера, которую может изменить появление критической массы женщин в высших коридорах мировой власти, - сами коридоры власти. Путь в них откроется для большего количества женщин. Можно сказать, им предложат стеклянную лестницу", - полагает Носсел.
"Ученые и аналитики более двух десятилетий спорят о теории критической массы женщин во властных кругах. Она стала основой для внедрения гендерных квот и программ поддержки [женщин, желающих занять руководящие должности]. Что ж, в ближайшие годы первые полосы газет смогут рассказать нам больше, чем все эти теории, что на самом деле меняется, когда в верхах появляются женщины", - резюмирует автор.