Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
26 ноября 2014 г.

Стивен Фидлер | The Wall Street Journal

Тони Блэр об Израиле и Палестине, о Путине, еврозоне, потенциальном выходе Великобритании из ЕС, а также Казахстане

Экс-премьер-министр Великобритании Тони Блэр дал интервью The Wall Street Journal. Блэр выразил мнение, что Западу придется сотрудничать с Путиным в связи с такими проблемами, как исламский экстремизм, но твердо высказался против аннексии украинской территории Россией, отмечает журналист Стивен Фидлер. Экс-премьер также сказал, что сейчас обеспокоен ситуацией между Израилем и палестинцами сильнее, чем когда-либо с 2007 года, когда он стал спецэмиссаром ООН по Ближнему Востоку.

Умиротворение на Ближнем Востоке

Блэр назвал ситуацию в палестино-израильских отношениях "весьма нестабильной". По его словам, нужно срочно сформулировать некий "политический горизонт" и осуществить перемены к лучшему на местах, в секторе Газа и на Западном берегу, а также успокоить обстановку в Иерусалиме. На данный момент достичь этих целей очень трудно.

Россия и Украина

"Не заметили ли вы, что со временем Путин изменился? Что случилось с его подходом? Как это объяснить?" - спросил журналист.

"Ключ к постижению Путина в том, что он русский националист. Он верит в усиленную Россию. Он публично порицал распад СССР. Я лично считаю, что есть способ сделать Россию сильной, связанный с внутренними реформами, преобразованием институций в стране, а также "подключением" России к современному миру. Его стиль национализма популярен в России, и, по-моему, со временем Путин пришел к ощущению, что Америка и Запад действуют во вред российским интересам. Итак, на мой взгляд, мы должны быть осмотрительны при взгляде на то, что сегодня происходит в отношениях с Россией", - ответил Блэр.

"Я всецело поддерживаю твердую позицию по украинскому вопросу. Нельзя оставаться безразличным, сталкиваясь с аннексией территории страны, которая расположена на пороге Европы. Или с тем фактом, что на Украине погибли более 4 тыс. человек, в том числе почти 1 тыс. после объявления о прекращении огня", - продолжал экс-премьер.

Блэр полагает: Запад должен занять твердую и четкую позицию по этому вопросу. "Но также я считаю важной нашу готовность сотрудничать с Россией там, где это абсолютно необходимо, [например] в борьбе с исламистским экстремизмом", - добавил он. По словам Блэра, Запад должен занимать твердую позицию по украинскому вопросу, но сознавать, что Россия остается могущественным игроком и в некоторых регионах, включая Ближний Восток, - важным компонентом решения проблем.

"Считаете ли вы, что Запад и США несут какую-либо ответственность за случившееся?" - спросил журналист.

"Да, по-моему, мы должны быть полностью готовы к самокритике, не в последнюю очередь в связи с тем, как мы справлялись с проблемами на Украине. И все же происходящее невозможно оправдать. И, ради блага других стран региона, очень важно, чтобы Запад занял четкую позицию и стоял твердо", - ответил Блэр.

По словам экс-премьера, некоторые международные проблемы невероятно сложны. В них переплетаются вопросы, по которым у Запада разногласия с Россией, и общие интересы России и Запада. "Хотя людям иногда кажется противоречивым, что человек решительно возражает против какого-то аспекта российской политики, но готов сотрудничать по другой международной проблеме, но, думаю, это надо делать. В особенности по вопросу о том, что я считаю самой крупной долговременной угрозой для нашей безопасности, - исламском экстремизме. Здесь у Востока и Запада (а под Востоком я понимаю не только Россию, но Китай, Индию и другие восточные страны) интересы, по-моему, совпадают", - сказал Блэр.

Считает ли Блэр, что Евросоюзу следовало лучше обдумать Соглашение об ассоциации с Украиной? - спросил журналист.

"Всегда можно сказать, что такие вещи следовало лучше обдумывать, но в итоге выбор за украинским народом, пусть он сам решает свое будущее. Отличие нашей позиции от российской в том, что в итоге, если украинский народ заявил бы: "Вообще-то мы не хотим быть частью ЕС, мы хотим выбрать будущее вместе с Россией", мы бы испытали сожаление, но не попытались воспрепятствовать этому физической силой", - сказал Блэр.

Медленный экономический рост в еврозоне

Журналист попросил Блэра посоветовать европейцам, как вновь форсировать рост.

"Корень проблемы в том, что идея единой валюты мотивировалась политикой, но выразилась в экономике", - ответил экс-премьер. Были объединены экономики, которые развивались вразнобой.

По мнению Блэра, теперь единственный эффективный способ таков: ЕС согласится стимулировать свою экономику, а страны, нуждающиеся в структурных реформах, - провести эти реформы на четких условиях.

Великобритания и ЕС

Блэр заметил, что Великобритания могла присоединиться к еврозоне лишь по острой экономической необходимости. "Но не следует впадать в другую крайность и заявлять, что теперь мы должны вообще выйти из ЕС. Это стало бы катастрофой", - добавил Блэр.

По мнению экс-премьера, выход Великобритании из ЕС будет воспринят в мире как экстраординарное саморазрушение. Придется годами вести трудные переговоры обо всех базовых соглашениях, и в результате воцарится сильная неопределенность в экономике.

Иммиграция и ЕС

По словам Блэра, свободное передвижение людей - один из основополагающих принципов соглашений между странами ЕС. Он также считает, что выходцы из Восточной Европы позитивно влияют на уровень доходов в Великобритании: "большинство едут не за пособиями, а чтобы работать".

Обсуждение вопроса о соцпособиях для иностранцев в европейских странах вполне законно, но помехи свободе передвижения - совсем другое дело, заключил Блэр.

Журналист также задал вопрос о фирме Tony Blair Associates. "Вас критикуют за то, что вы консультируете страны вроде Казахстана, Саудовской Аравии и т.п.", - заметил он.

Блэр ответил, что тратит 70% своего времени на безвозмездную работу на Ближнем Востоке и в двух благотворительных фондах.

"Однако деловой аспект важен. Он способствует созданию всей инфраструктуры. На нас сейчас работает 200 человек", - добавил Блэр.

"И все же я не делаю ничего такого, что не считаю оправданным само по себе. Как я всегда говорю людям о Казахстане, я вполне понимаю всю критику и необходимость для этой страны развиваться в плане политики и прав человека. Но нашими усилиями мы помогаем этой стране проводить реформы в таких областях, как административное управление, госзакупки и верховенство закона", - сказал Блэр. Он заявил, что Казахстан "находится между Россией и Китаем, но является союзником Запада, большинство населения - мусульмане, но страна умеренная, открыто-мыслящая и толерантная".

Источник: The Wall Street Journal


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru