Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
28 января 2015 г.

Фред Уэйр | The Christian Science Monitor

"Мозг Путина" говорит, что Путин к нему не прислушивается. А знаем ли мы, к кому он прислушивается?

Круг общения президента РФ Владимира Путина изменился, рассказали The Christian Science Monitor осведомленные источники, в том числе философ Александр Дугин, который, по его словам, прошлым летом лишился доступа к первому лицу. По мнению корреспондента Фреда Уэйра, такие изменения отражают эволюцию взглядов Путина. Впрочем, мнение о переменах в среде путинских приближенных разделяют не все.

"Как говорят эксперты, сегодня практически невозможно выяснить, с кем лично встречается российский лидер. Неполные отчеты [о встречах] публикуются на официальном сайте Кремля, но они состоят в основном из гладких заявлений, по которым сложно получить представление о ключевом процессе, которым определяется мышление Путина", - пишет Уэйр.

"Кремлевский кабинет Владимира Путина, по некоторым данным, имеет два полностью отделенных друг от друга входа, так что посетители могут входить и выходить из него, не имея ни малейшего представления о том, кто еще дожидается аудиенции у президента. Это движение по сигналу Путина регулируют немногословные секретари", - продолжает корреспондент.

"В результате у аналитиков остается очень мало способов увидеть что-либо за этими отлакированными заявлениями на сайте Кремля, выделить [политические] модели, попытаться угадать, что будет дальше. Не удивительно, что некоторые из них вновь обращаются к псевдонауке кремлинологии, основной метод которой состоял в изучении фотографий советских лидеров, выстроившихся на трибуне парада на Красной площади, в оценках сложившейся у них неформальной иерархии и даже в измерении физического расстояния между ними - все это с целью сделать вывод о том, кто находится у власти, а кто может скоро отправиться на выход".

"Сегодня Кремль еще менее прозрачен, говорят некоторые эксперты, поскольку коллективное Политбюро, принимавшее решения коллегиально, по крайней мере было хоть в какой-то мере предсказуемо. Система Путина больше напоминает царизм: наиболее важные решения принимаются между ушей одного человека, а сведения о доходящей до него информации по большей части подлежат строгой охране как государственная тайна", - пишет Уэйр.

"В последнее время ряд людей, включая [философа, основателя евразийского движения Александра] Дугина, сообщили, что Путин на самом деле поменял состав своего ближнего круга, удалив из него олигархов и философов, к мнению которых прежде прислушивался. Похоже, вместо них вниманием президента завладели эксперты из российской армии и силовых ведомств, что отражает смену приоритетов, которая может оказать влияние на ключевые элементы политики Запада по отношению к России... Стратегия, сформулированная в Вашингтоне после аннексии Россией Крыма, изначально состояла в том, чтобы заставить Путина передумать насчет Украины, причинив экономическую боль его богатым приближенным - людям, к которым, как предполагалось, президент прислушивается. Возможно, подход этот никогда не был самым разумным из возможных, но он продолжает определять логику западных санкций", - говорится в статье.

"В России процесс принятия решений - это самая непрозрачная сфера жизни. Эту систему держат в строгом секрете. Никто, даже высокопоставленные чиновники, наверняка не знают, к кому или к чему прислушивается Путин... Кто бы что ни рассказывал вам о том, как Путин принимает решения, это либо дезинформация, либо ошибочные сведения", - рассказал The Christian Science Monitor Дугин. Нынешнюю политику Путина на Украине он назвал "непоследовательной" и "противоречивой". Его и других "патриотов" в Кремль больше не зовут, сообщил идеолог евразийства, а кто помогает Путину определяться с курсом сейчас, он не знает.

Тот факт, что Дугин (во всяком случае на словах) не осведомлен о процессе принятия решений в Кремле, Уэйр называет "особенно показательным", ведь среди западных наблюдателей принято считать, что геополитические взгляды Путина в последние десять лет формировались именно под влиянием Дугина. После аннексии Крыма журнал Foreign Affairs даже назвал философа "мозгом Путина".

Один из тех, кто отметил перемены в круге общения Путина, - его бывший советник Сергей Марков. "У олигархов эпохи Путина была миссия - развивать российское предпринимательство внутри страны и за ее пределами, чтобы тем самым укреплять интеграцию России в мировую экономику. Эта затея совершенно не удалась, и в результате значимость миллиардеров для Путина резко упала. В то же время на фоне нынешних проблем более важная роль стала отводиться силовикам... Что силовики, как правило, придерживаются более враждебной к Западу позиции, это факт, и он очевидным образом будет влиять на его [Путина] взгляды", - объяснил Марков. В то же время политолог призвал не переоценивать значимость личных отношений Путина с его окружением.

Другой точки зрения придерживается профессор Высшей школы экономики Николай Петров. По его мнению, роль олигархов в системе Путина сейчас, напротив, возросла. Именно им, считает Петров, поручат переформатирование российской экономики для уклонения от санкций. "Конечно, достоверной информации о том, с кем встречается Путин и к кому он прислушивается, у нас нет, - признает эксперт. - Но Путин, как известно, хороший менеджер. Он примет меры к тому, чтобы восстановить равновесие между различными группами своих приближенных. Они ему нужны для формулирования новой политики, призванной минимизировать экономические потери и нейтрализовать политические тенденции, которые могут создать риск для его власти. Он рациональный игрок, и он очень заинтересован в собственном политическом выживании".



facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru