"Российские ответные санкции наносят простым обывателям больший ущерб, чем сами санкции", - сообщает Tagesanzeiger.
"В российском обиходе слово "санкции" превратилось в синоним новой конфронтации с Западом", - делится наблюдениями автор статьи Юлиан Ханс. При этом, пишет он, "то, что люди ежедневно ощущают на собственной шкуре и кошельке, в большинстве случаев имеет множество причин, причем введенные Западом меры из них наименее значимы".
Освещение темы санкций в российских СМИ наводит непосвященную аудиторию на мысль, что "Европа стоит на пороге революции" - якобы настолько население стран Запада изнывает от взаимных штрафных мер (в статье приводится пример из эфира радиостанции "Вести-FM"). "Разумеется, так становится несколько проще смириться с лишениями, которые выпадают тебе самому", - отмечает автор.
Такие ограничения, как запрет долгосрочного кредитования и персональные ограничения на въезд в Европу и США, касаются не очень широкого круга людей, продолжает корреспондент. Однако "российское руководство ввело две меры, из-за которых очень многие ощутили на себе последствия конфликта: полицейским, судьям, судебным приставам, военнослужащим и сотрудникам министерств больше нельзя выезжать за границу. Обосновывается это опасностью, что за границей их возьмут под стражу и экстрадируют в США. На еще большем количестве людей сказывается эмбарго на ввоз продуктов питания из стран, которые участвуют в санкциях против России".
"Сначала пропало молоко", - утверждает Ханс, поясняя, что речь идет о финском молоке, которое в Москве было "единственным... неизменно качественным продуктом" этого типа. Что касается молока российских производителей, то, поскольку у них "все еще остаются проблемы с гигиеной и логистикой, их молоко либо быстро портится, либо напичкано антибиотиками", говорится в статье.
Перебои с европейскими сырами коснулись лишь "богатых людей и узкой прослойки среднего класса. Большинство же (и в первую очередь - жители провинции) бри и пармезан себе позволить не могут. По широким массам бьет главным образом рост цен: по данным Росстата, продукты питания в 2014 году подорожали почти на 17%. С тех пор цены выросли еще сильнее. А реальные доходы россиян столь же резко упали. Пока покупатели экономят, экономят и производители - на ингредиентах. Так, молоко в сыре заменяется растительными жирами".
"Причина этого - не санкции Запада, а российское эмбарго и слабость рубля, - подытоживает Ханс. - Потому что выйти из глобальных процессов не так-то просто: 80% себестоимости выращенного в России картофеля приходится выплачивать в валюте - это затраты на посевной материал и удобрения (и то, и другое закупается за границей)".