У "денежных мешков" на постсоветском пространстве появились весьма неприятные конкуренты - это дети влиятельных политиков, пишет постоянный автор Die Welt Эдуард Штайнер.
"Миф об олигархах возник в России в 1990-е годы. В эпоху, наступившую после развала СССР, небольшой группе удалось накопить несметные богатства. Впоследствии они воспользовались этими деньгами и властью, чтобы прибрать к рукам и политические рычаги. В России, - продолжает Штайнер, - этой разновидности политически и экономически влиятельных предпринимателей больше не существует. В течение многих лет президент Путин успешно работает над тем, чтобы держать эту касту в ежовых рукавицах. А реальная власть в государстве сосредоточена сегодня преимущественно в руках давних соратников Путина".
В других постсоветских государствах дело обстоит пока иначе, замечает комментатор. "Однако и здесь власти предержащие ищут пути, как сдержать экономически сильных противников. Примечательно то, что политические силы используют для этого схожую стратегию: они сажают детей и родственников на ключевые позиции в структуры и компании, чтобы держать под контролем олигархов".
Для примера автор приводит Украину. "В самом большом по площади государстве Европы олигарх пока остается олигархом", - пишет он, добавляя, что в обращении с боссами от экономики президент Янукович хотел бы последовать примеру своего российского коллеги Путина. Однако украинскому президенту приходится иметь дело со сверхвлиятельными противниками с востока страны - и прежде всего с Ренатом Ахметовым.
"Самым главным оружием Януковича в борьбе с влиятельными толстосумами стали его сыновья. (...) Наряду с бизнесом его старшего сына Александра в строительном и банковском секторах он пробирается к активам других олигархов", - пишет Штайнер, добавляя, что Александр Янукович не упускает возможности поручить ключевые позиции своим доверенным лицам.
Подобная модель клановости в политике и экономике весьма распространена на постсоветском пространстве, как бы это ни смущало Европу. Подобное положение вещей наблюдается в Азербайджане, будущем энергетическом партнере ЕС, а также в богатой нефтью и газом Центральной Азии. Так, в Казахстане и Узбекистане тон задают дочери местных диктаторов.
Как пишет в своем анализе политической ситуации в Казахстане эксперт Университета Киля Аня Франке-Швенк, дочери президента Назарбаева, опираясь на благосклонность отца, контролируют целые сектора экономики. А самой богатой женщиной Узбекистана стала 40-летняя дочь президента Каримова Гульнара.
"По сравнению с ними дочери российского президента Путина никак не засветились на радаре влияния в финансовом мире. Десятки миллиардов долларов, которые приписывают российскому президенту, проходят, если верить слухам, через непростые финансовые структуры лояльных соратников по дзюдоистскому клубу и КГБ. Однако и в системе Путина семейные связи играют весомую роль", - говорится в статье.
Список соратников Путина по службе в КГБ, которые либо сами находятся на ключевых постах в стратегически важных концернах, либо определили туда своих детей, весьма внушителен. Так, 24-летний сын нынешнего главы администрации Кремля Сергея Иванова является вице-президентом третьего по величине "Газпром-банка".
Петр Фрадков, сын главы внешней разведки, долгое время был вице-президентом "Внешэкономбанка", а сейчас возглавляет ОАО "Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций". Недавно, продолжает журналист, Путин сделал своим советником племянника экс-министра юстиции Устинова - последний играл одну из главных ролей в разгроме нефтяного концерна ЮКОС.