Из Тбилиси поступают неподтвержденные данные о новых жертвах столкновений полиции с демонстрантами, эксперты и непосредственные участники событий продолжают давать комментарии иностранной прессе. Это была авантюра Бурджанадзе, реальной альтернативы Саакашвили пока что нет, считают аналитики.
Ранее сообщалось, что беспорядки не обошлись без человеческих жертв: погиб один демонстрант и один полицейский. Как передает со ссылкой на МВД Грузии The New York Times, на крыше здания неподалеку от того места, где на прошлой неделе проводились демонстрации, были обнаружены еще два трупа. По предварительным данным, смерть наступила от удара электрическим током. Специалисты проверяют версию о том, что новые человеческие жертвы как-то связаны с акциями протеста. Также были обнародованы видеозаписи, на которых оппозиционеры, по версии МВД, обсуждают тактику провоцирования столкновений с полицией.
Великобритания и США официально призвали власти Грузии расследовать имевшие место случаи применения насилия. При этом посол США в Грузии Джон Басс, как пишет автор статьи Эллен Барри, "похоже, частично поддержал" заявление Саакашвили о причастности к митингам России. "В акциях протеста явно участвовало некоторое количество людей, которых не интересовало мирное выражение протеста и которые пытались спровоцировать столкновения с применением насилия", - заявил он.
В четверг МВД Грузии обнародовало аудиозапись, предположительно зафиксировавшую телефонный разговор оппозиционного лидера Нино Бурджанадзе с ее сыном, в котором они обсуждают план государственного переворота. Вскоре после появления этой записи корреспондент Time Саймон Шустер связался с Бурджанадзе. Говорила она "изнуренным шепотом", который не был похож на ее обычный голос, словно усиленный "встроенным в глотку мегафоном", замечает журналист. "Здесь практически никого нет. Всех уже арестовали, - сказала политик. - Я вам прямо скажу: если бы я действительно сотрудничала с русскими, Саакашвили уже не был бы у власти". Промелькнувшее упоминание ГРУ носило лишь "гипотетический" характер и должно восприниматься в том смысле, что грузинский "спецназ, естественно, не смог бы отразить нападение российского спецназа. Мы все прекрасно помним, как быстро закончилась война между Грузией и Россией", - сказала Бурджанадзе.
По мнению тбилисского политолога Алекса Рондели, большая часть населения Грузии убеждена, что за беспорядками стоит Россия. Москва "и не скрывает, что очень хотела бы, чтобы Саакашвили вышвырнули из его кабинета", отмечает Шустер. Впрочем, по мнению парламентария и пиарщика "Единой России" Сергея Маркова, это не означает, что для реализации своих желаний Кремль готов использовать Бурджанадзе: "Это была авантюра Бурджанадзе. Все ей говорили, что ситуация не созрела, но она все равно это сделала". По мнению Маркова, России "не следует выступать против цветных революций. Цветные революции - это метод захвата политической власти в XXI веке. И нам надо просто поддерживать все пророссийские силы, которые хотели бы прийти к власти на территории бывшего СССР. Проблема в том, что у нас отсутствуют необходимые для этого институты".
По мнению самого Шустера, предпринятая в ночь на четверг попытка восстания, "вероятно, лишь поможет Саакашвили".
Работающий в Тбилиси с 2009 года Матиас Хутер, аналитик тбилисского бюро Transparency International, в интервью австрийской Der Standard обрисовал свое видение ситуации в Грузии. По словам эксперта, было изначально понятно, что правоохранительные органы будут зачищать площадь перед зданием парламента в ночь перед проведением там военного парада. "Организаторы протеста тоже виновны в эскалации - скорее всего, они на нее и рассчитывали".
Эксперт возлагает ответственность, прежде всего, на экс-спикера парламента Нино Бурджанадзе. Он подчеркивает, что Бурджанадзе не пользуется большой популярностью в народе - по опросам, ее поддерживает менее 1% населения. "Грузины не доверяют ей из-за ее прошлого и слишком агрессивной риторики". "Акцию протеста хотела поддержать еще одна оппозиционная партия, возглавляемая обвиненным в коррупции экс-министром обороны Ираклием Окруашвили. Экс-министр, проживающий во Франции, даже собирался приехать в Тбилиси, но передумал, оценив риски, связанные с его возможным арестом. Восемь оппозиционных партий ведут в настоящее время переговоры с правительством об остро назревшей реформе выборного законодательства - все они отмежевались от акции протеста. Эти партии и являются основой по-настоящему демократической оппозиции в стране", - сказал Хутер.
Несмотря на конструктивность оппозиционных партий в стране, они слабо организованы и страдают от отсутствия реалистичных взглядов и идеологической базы, многие основываются только на личностях свои лидеров и их приближенных. "Реальной альтернативы Саакашвили сегодня не существует", - считает эксперт.
Главной проблемой в стране Матиас Хутер считает высокий уровень безработицы (30%) и низкий уровень заработной платы. Комментируя ситуацию с Абхазией и Южной Осетией, аналитик сказал: "Будущее этих двух оккупированных Россией территорий больше не определяет внутриполитический дискурс в Грузии. Однако ни власти, ни сами грузины не готовы смириться с окончательной независимостью Абхазии и Южной Осетии". По мнению многих грузин, наращивание российского военного присутствия на этих территориях представляет угрозу.