Подход Тимоти Снайдера, который изучает массовые убийства до и во время Второй мировой войны в Восточной Европе, особенно важен в контексте дебатов о теории "двойного геноцида", пишет The Guardian. Газета сообщает, что публикует статью Снайдера и несколько ответов ему.
"Вторая мировая война началась с альянса Гитлера и Сталина", - утверждает Снайдер, подразумевая германо-советский пакт о ненападении, подписанный в августе 1939. 28 сентября 1939 года СССР и Германия заключили договор о дружбе и границе. "Он придавал окончательную форму разделу Польши между ними и обеспечивал экономическое сотрудничество в будущем", - пишет автор.
По мнению автора, летом 1939 года Гитлер хотел войны, а Сталин - перемирия. "В 1930-е годы Сталин очень боялся оказаться в кольце у коалиции Германии, Польши и Японии. Это побудило его в 1937-1938 годах расстрелять более 100 тыс. советских граждан, в большинстве своем представителей польского национального меньшинства, по ложным обвинениям в шпионаже в пользу Польши. То была крупнейшая кампания казней по национальному признаку в Европе 1930-х годов", - утверждает автор.
Сближение с Германией позволило Сталину не только уничтожить польское государство, но и вбить клин между Японией и Германией. "Но Сталин недооценил самую очевидную угрозу - возможность вторжения Германии в СССР", - указывает автор.
По мнению автора, в Польше в 1939-1941 годах нацисты и Советская власть проводили поразительно сходную политику: депортация поляков, расстрелы гражданских лиц. Больше всего от войны пострадала Восточная Польша, которую автор называет "трижды оккупированной": СССР, Германией и вновь СССР. "Входя на земли, которые они уступили Сталину в 1939-м, немцы пользовались преступлениями НКВД как пропагандистским оправданием кровавых убийств евреев летом 1941 года, в которых участвовали литовцы, украинцы, поляки и другие", - пишет Снайдер.
В итоге доселе сохраняются "разломы в памяти" между евреями, с одной стороны, и поляками и прибалтами; между Западной Европой, которая подверглась только германской оккупации, и Восточной Европой, которая подверглась двойной или тройной оккупации, считает автор. "Чтобы преодолеть разногласия, надо припомнить, что война началась с германо-советской дружбы", - рекомендует он.
Также по теме:
Опасный знак равенства между нацистской Германией и СССР (The Guardian)