Спустя почти 25 лет после смерти Элвиса Пресли два канадских кинорежиссера затрагивают два вопроса, которые они считают ключевыми: был ли Элвис Пресли евреем и, если был, то представляет ли это для кого-то интерес?
Пытаясь найти ответ на эти вопросы, летом 2000 года съемочная группа монреальской компании "Diversus Productions" совершила путешествие в Мемфис, а затем в Израиль. С ними отправились хасид Шмелвис, изображающий Элвиса, а также монреальский раввин Рубен Пупко, консультировавший создателей фильма по духовным вопросам.
Результатом их трудов стал 76-минутный документальный фильм под названием "Шмелвис": в поиске еврейских корней короля". Его премьера состоится в апреле на кинофестивале в Торонто, а американской аудитории он будет показан в нью-йоркском клубе "Knitting Factory" в мае.
Главную роль в фильме играет хасид из Монреаля Дан Хартал. Когда он надевает свой усыпанный бриллиантами белый спортивный костюм с огромными "звездами Давида" на поясе и на красном капюшоне, он становится Шмелвисом.
Хотя продюсеры фильма ожидали, что подобное толкование классической биографии Элвиса вызовет возмущение на американском юге, они были удивлены, когда большинство людей, с которыми им удалось побеседовать, продемонстрировали самую живую заинтересованность новым обликом Элвиса..
"Элвис оказал на них благотворное влияние, - отмечает режиссер Макс Уоллес. - Они стали более терпимыми. Возможно, здесь сыграли свою роль еврейские корни его бабушки".
Однако некоторые ревнители чистоты Элвиса не быль столь сговорчивыми. В фильме Шмелвис попытался принять участие в проходящем в Меифисе конкурсе на лучшую имперсонацию образа Элвиса. Организатор конкурса Док Франклин не позволил Шмелвису представить свою хасидскую версию короля рок-н-рола.
Проводя съемки на Мертвом море, создатели фильма поинтересовались мнением двух хасидов по поводу значения еврейских корней Элвиса.
"Для вас важно или нет, что Элвис, возможно, был евреем"? - задал вопрос один из продюсеров Джонатан Голдштейн.
"Да, - ответил один. - Музыка сильно меняет человека".
Затем другой продюсер Эван Белофф задал вопрос, не является ли еврейское происхождение короля рок-н-рола, так называемого мессии поп-культуры, еще одним признаком наступающего мессианского века.
"Да, это так", - ответил другой Хасид.
В один из ключевых моментов фильма Белофф берет интервью у Жанет Фрухтер, у которой Элвис подрабатывал, когда был подростком.
Фрухтер, которая вместе со своим покойным мужем Альфредом, ортодоксальным раввином, жила в квартире, расположенной над квартирой Пресли в Мемфисе, заявила, что Элвис всегда носил в кармане ермолку и любил есть мацу. Глэдис Пресли хотела, чтобы ее сын стал врачом, - отметила Фрухтер.
По словам домовладельца Пресли Фаджи Шаффера, в молодости, еще до начала своей карьеры, Элвис сделал пластическую операцию, что заставило Уоллеса поверить в еврейское происхождение Пресли.
"Мать Элвиса хотела, чтобы он стал врачом, он любил мацу и он сделал пластическую операцию на носу, - подчеркнул Шаффер. - Если это не доказывает, что он еврей, то что еще может доказать?"