Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
1 апреля 2003 г.

Кристоф Болтански | Libération

Как иракские диссиденты обманули вашингтонских ястребов

Есть человек, который уже десять лет назад обещал американцам безусловную и скорую победу. Ахмед Чалаби, один из главных иракских оппозиционеров, верил, подобно Дональду Рамсфельду или его заместителю Полу Вулфовицу, что война будет быстрой и легкой. С 1993 года он пророчил, что с началом боевых действий Басра восстанет, а в иракской армии начнется массовое дезертирство. Достаточно лишь "искры", чтобы страна заполыхала, говорил он. В конце концов его план был принят администрацией Клинтона и ЦРУ. После 12 дней боев факты вновь говорят обратное.

Военные неудачи грозят еще большей дискредитацией оппозиции, и без того слабой и разобщенной. Ястребы из администрации Буша поверили эмигрантам, которые гарантировали им восстание шиитов и падение режима с началом войны. "Даже республиканская гвардия уже ненадежна, ? уверял нас осенью бывший иракский генерал. ? Саддам может рассчитывать лишь на свои специальные подразделения и на своих федаинов, дислоцированных вокруг Багдада". Этот высокопоставленный военный, бежавший в Англию в 1992 году, пророчил также крах партии "Баас".

Сближение

Подвергавшаяся преследованиям на протяжении десятилетий, оппозиция похожа своей пестротой на сам Ирак. Она отнюдь не выглядит как общенациональная сила: слишком часто она выражает общинные интересы ? курдов, ассирийцев, туркмен, шиитов, суннитов? За последние месяцы под нажимом Вашингтона и его эмиссара Залмая Халилзада фракции оппозиции пошли на взаимное сближение. В декабре около 400 делегатов, собравшихся в Лондоне, образовали комитет из 65 членов. Но этот эмбрион исполнительной власти был тут же дезавуирован остальными оппозиционерами как чисто конъюнктурный альянс между курдскими автономистами и шиитскими исламистами.

Репрезентативность

В субботу, также в Лондоне, было создано еще одно оппозиционное движение светской и либеральной направленности ? "Независимые иракцы за демократию". Но если его основатель, бывший министр иностранных дел Ирака Аднан Пашаши (представитель суннитского меньшинства) пользуется большой популярностью среди иракских эмигрантов, то о репрезентативности его партии, состоящей из интеллектуалов и независимых фигур, трудно сказать что-то определенное.

Невозможно также судить о реальном авторитете исламистских группировок, борющихся за влияние среди шиитского большинства (60% населения Ирака). Высший совет исламской революции в Ираке (ВСИРИ) Мухаммеда Бакира аль-Хакима, базирующийся в Тегеране и находящийся под жестким контролем Корпуса стражей революции, утверждает, что численность его бригады "Аль-Бадр" составляет 10?15 тысяч бойцов, не считая десятков тысяч сторонников. Соперничающая организация "Ад-Даава", менее структурированная, чем ВСИРИ, взяла на себя ответственность за целый ряд терактов против режима.

На юге Ирака не столько политическим партиям, сколько традиционным фигурам ? религиозным лидерам и главам крупных семейных кланов ? предстоит сыграть ключевую роль после ухода со сцены партии "Баас".

Источник: Libération


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru