В мире нет другого места, где влияние религии на политику было бы столь же велико, как на Святой Земле. Это место паломничества и приюта для последователей трех монотеистических религий. Небо Иерусалима наводило страх на многих жителей и паломников, поражая своим величием и показывая огромное значение веры, убеждений и культа в политической жизни этого трижды святого города.
Здесь постоянно возникают конфликты, и, как правило, на почве религии. В последние дни, в последние часы остро встают четыре проблемы. Они как четыре выстрела, четыре вспышки под незащищенным небом.
Первое. Группа почтенных раввинов, среди которых бывший главный раввин Израиля Авраам Шапира, вчера обратилась к израильским военнослужащим регулярных войск и запаса с призывом сдать свои позиции, чтобы таким образом избежать осуществления эвакуации евреев из сектора Газа, намеченной на 20 июля.
Солдаты не должны возвращаться на свои базы после еврейской Пасхи, которая будет в апреле; военнослужащие, находящиеся в запасе, должны игнорировать военные учения, не идти в армию, а молодежь не должна являться в военкоматы для прохождения военной службы:
Воззвание раввинов вызвало гневную реакцию политиков и представителей органов юстиции. Генеральный прокурор страны собирается начать расследование по выяснению состава преступления. Что это - мятеж военных или подстрекательство к применению насилия?
Второе. Вчера также было принято историческое решение, которое будет иметь религиозные, политические, экономические и социальные последствия. Верховный суд Израиля, после шести лет судебного разбирательства, лишил ортодоксов исключительного права обращать верующих в иудаизм.
Теперь раввины - "консерваторы" и "реформисты", составляющие меньшинство в Израиле и проживающие в основном в США, в центре мировой еврейской общины,- также смогут обращать в иудаизм верующих, которые обращаются к ним с такими просьбами и специально готовятся для этого.
"Шас", ультраортодоксальная партия, расценила данное постановление как "пояс со взрывчаткой террориста-смертника, который собирается совершить покушение на еврейский народ". Светские организации и левое крыло приняли постановление, которое дает право новообращенным воспользоваться Законом о возвращении, который предоставляет любому еврею возможность обосноваться в Израиле. Кнессет собрался в среду на специальную сессию, посвященную этому вопросу. Действительно, это настоящее религиозное и юридическое землетрясение, которое повлечет за собой важные политические последствия.
Третье. Почти что беспрецедентный случай: главные раввины Израиля, мусульманские имамы и патриарх римско-католической церкви в Иерусалиме объединились и единодушно выступают против гей-парада, этого "фестиваля надменности гомосексуалистов", который под девизом "Любовь без границ" планируется провести в Иерусалиме в августе.
На последнее мероприятие такого плана, организованное в Риме в 2000 году, съехались десятки тысяч человек. Мэр Иерусалима, ультраортодоксальный еврей Ури Луполянский, сказал, что он связан по рукам и ногам, потому что разрешения на проведение таких мероприятий выдает полиция, а не муниципальный совет.
Раввины, прелаты и имамы сходятся в том, что это мероприятие "нанесет ущерб святости Иерусалима". Некоторые делают апокалиптические прогнозы и высказывают предположение, что Иерусалим навлечет на себя гнев Божий и его постигнет участь Содома и Гоморры.
Скандал вокруг Иринеоса I
Четвертое. Не прекращается скандал вокруг Греческой православной церкви в Иерусалиме и ее патриарха Иринеоса I, связанный с продажей через подставных лиц аравийских сокровищ, принадлежащих этой церкви, евреям, проживающим за границей.
Скупщики уже в течение долгого времени пытаются осуществить намеченную цель - "иудаизировать" Восточный Иерусалим. Мусульмане из Старого города обвиняют христиан в том, что они плетут интриги с евреями. Верующие требуют отречения патриарха. Национальные власти Палестины тоже требуют его отставки. В Афинах ведется расследование этого случая. Иренеос I просит прошения и обещает предотвратить дальнейшие продажи, по поводу которых уже существует договоренность.