Впервые за десять лет войны в Чечне суд в Грозном приговорил во вторник, 29 марта, офицера российского МВД к 11 годам лишения свободы за нанесение "тяжких телесных повреждений" жителю Чеченской республики, что обвинительное заключение квалифицирует как "превышение должностных полномочий".
Офицер Сергей Лапин, уроженец Нижневартовска (Сибирь), был признан виновным в избиении молодого чеченца из Грозного, Зелимхана Мурдалова. Арестованный в январе 2000 года российскими военными, Мурдалов умер от пыток, и его тело было тайком закопано российскими солдатами.
Семья Зелимхана, которая после ареста не получала от него никаких известий, в конце концов узнала о случившемся от сокамерников юноши, ставших свидетелями его смерти. Именно им Зелимхан, который "после допроса не держался на ногах" и "с трудом дышал", успел назвать имя своего мучителя. Они рассказали, как после долгой агонии молодой человек умер от травмы черепа.
"Для родителей Зелимхана вынесение приговора - это что-то неправдоподобное", - так прокомментировал это событие корреспондент "Радио Свобода" в Чечне. Как сообщило радио, офицер Лапин и его подразделение несут ответственность за многочисленные случаи похищений и убийств мирных жителей в Чечне.
Похищения мирных жителей. За время после начала в 1999 году второй войны от 3 до 5 тысяч чеченских граждан пропали без вести, напомнила 21 марта организация Human Rights Watch (HRW) в докладе "Хуже войны: насильственные исчезновения в Чечне - преступление против человечности".
По утверждению организации, представители которой на протяжении двух недель собирали в Чечне свидетельства о подобных случаях, "федеральные силы и пророссийские чеченские структуры совершают многочисленные преступления против чеченского мирного населения: внесудебные казни, пытки, произвольное содержание под стражей, убийства и грабежи".
Более того, случаи похищения мирных граждан, в том числе женщин, матерей семейства, происходят все чаще, отмечает HRW. Эти исчезновения редко раскрываются, а российские военнослужащие, замешанные в убийствах, изнасилованиях, пытках и грабежах, пользуются полной безнаказанностью. Их действия поощряются и редко влекут за собой санкции.
Представители HRW отмечают, что в настоящее время им очень трудно собирать свидетельские показания в Чечне, в отличие от прежних времен.
"Люди, которые пережили кошмар двух войн и активно протестовали против совершавшихся в их селах нарушений, сегодня боятся открывать дверь даже собственным соседям, не говоря уж о том, чтобы жаловаться", - отмечается в докладе.
В подтверждение авторы приводят слова женщины, у которой исчез сын: "Везде искала, заявление в прокуратуру не стала писать. У нас многие, кто заявление пишет, сами пропадают... Страшно было: у меня дома еще два сына, скажешь кому - их тоже забрать могут".