В ходе первой личной встречи президенты США и России, как ожидается, объявят о широком рамочном соглашении, сообщает пресса. Ключевой вопрос - новые переговоры о стратегических вооружениях. Некоторые наблюдатели полагают, что необходима не "перезагрузка", а "перемотка назад" двусторонних отношений.
Накануне встречи с президентом РФ Медведевым Барак Обама сам себе приготовил ловушку, в которую никак нельзя попадать, предостерегает со страниц Forbes Дэвид Сэттер, старший научный сотрудник Hudson Institute. "Для американских президентов самое главное на первой встрече с любым российским лидером - оказать отпор империалистическому менталитету России", - пишет он, подчеркивая, что после российского вторжения в Грузию это стало еще актуальнее.
Предполагаемые главные темы на встрече Медведева с Обамой - размещение элементов ПРО США в Восточной Европе, расширение НАТО и российская поддержка ядерных амбиций Ирана - скрывают под собой откровенные претензии России на имперский статус, настаивает автор. Протесты Москвы против размещения ПРО и расширения НАТО - это лишь попытка получить право вето, а также истинную лицензию на запугивание соседей, а поддержка Ирана - способ навязать Западу свои условия. Западу следует не начинать отношения с Россией с чистого листа, а, наоборот, подчеркнуть, что новый президент решительно встанет на защиту уже существующих принципов.
Как сообщают журналисты The Washington Post, в ходе первой личной встречи президенты Обама и Медведев, как ожидается, объявят о широком рамочном соглашении, представляющем собой декларацию о новых принципах сотрудничества. Для Обамы, подчеркивают авторы статьи, это возможность претворить в жизнь обещание принципиально новой дипломатии, которая должна прийти на смену отношениям между Америкой и Европой, значительно подпорченным при его предшественнике.
Планируется, что президенты объявят о начале переговоров по сокращению ядерных арсеналов, однако чиновники Госдепа намекнули, что речь идет об обсуждении куда более широкого пакета предложений, говорится в статье. В Гааге прошли предварительные консультации российских дипломатов и их американских коллег, в ходе которых была согласована широкая повестка дня.
Основной вопрос встречи Обамы и Медведева - новые переговоры по вооружениям, уточняет The Washington Post в другом материале. "Как американские, так и российские чиновники надеются, что эти переговоры помогут восстановить доверие в напряженных двусторонних отношениях и создать условия для нового глобального шага к уничтожению ядерных вооружений", - пишет Филипп П.Пэн, подчеркивая, что на этом пути существуют значительные препятствия.
Основной вопрос, который предстоит решить сторонам, - по какому принципу считать оружие. США хотели бы учитывать только арсенал из 2200 задействованных боеголовок, исключая резервные. Однако Кремль настаивает на сохранении принципов СНВ, предлагая считать каждую ракету и бомбардировщик, как если бы он нес фиксированное, обычно максимально возможное число боеголовок.
Некоторые аналитики предложили установить ограничения, в соответствии с которыми ни одна из стран не сможет с легкостью увеличивать свой арсенал задействованных боеголовок более чем на 30%. Но такое решение, разъясняет автор статьи, заставило бы Пентагон провести дорогостоящую модификацию своих подводных лодок либо уничтожить значительную часть ракет наземного базирования.
Это их первая встреча, а они берутся сразу за весьма щепетильный вопрос, пишет обозреватель немецкой Die Welt Манферд Квиринг, поясняя, что Дмитрий Медведев и Барак Обама в Лондоне будут обсуждать не что иное, как сокращение ядерных потенциалов. По крайней мере для Москвы дальнейшее сокращение стратегических ядерных вооружений играет центральную роль, пишет корреспондент, Москва хочет возобновить переговоры по договору СНВ, срок действия которого истекает в конце года.
Далее корреспондент передает мнение российского эксперта в области разоружения генерал-майора Владимира Дворкина, который указал, что на пути предстоящих переговоров имеются три наиболее непростых вопроса. Во-первых, это спор вокруг третьего позиционного района в Восточной Европе, во-вторых, планы американцев по оснащению ракет Trident высокоточными обычными боеголовками, и, в-третьих, учет общего числа боеголовок.
По словам Дворкина, уже в Лондоне могут быть даны позитивные сигналы и принято решение по сокращению числа стратегических ракет с 1700 до 1500. Как подчеркнул генерал-майор, он не видит противоречий между сокращением ядерного потенциала и заявленной Медведевым программой по вооружению до 2020 года, поскольку в ней речь идет о долгосрочной программе по обновлению старых арсеналов.
Еще вчера приоритетом был саммит G20, пишет Марио Калабрези в газете La Repubblica, но ЕС не предлагает никаких новых планов стимулирования экономики, поэтому сегодня внимание Белого дома сместилось к двусторонним переговорам с китайским президентом Ху Цзиньтао и российским президентом Медведевым.
Итальянское издание цитирует заместителя советника по национальной безопасности и экономическим вопросам Белого дома. Майк Форман заявил: "Мы не ждем, что европейские партнеры озвучат новые планы стимулирования, не на этом мы концентрируемся. Мы смотрим в будущее, чтобы понять, как можно действовать, если рост не возобновится".
Американская администрация попытается достичь успеха в других областях, говорится в статье. Обама делает ставку, в первую очередь, на встречу с Медведевым, чтобы начать новый сезон оттепели, с возможностью приступить к переговорам по новому договору о сокращении наступательных ядерных вооружений. В обмен на отказ от противоракетной программы, которую продвигал Буш и которую возненавидел Путин, Обама хочет заручиться сотрудничеством российской стороны в плане приостановки иранской ядерной программы и реализации политики стабилизации в Афганистане.
Да и в рамках переговоров с китайцами американский президент хотел бы расширить диалог, обсуждая не только экономические темы, но и такие вопросы, как климат, энергетика и Северная Корея, добавляет корреспондент.
Журнал Forbes публикует статью Дмитрия Сидорова, главы корпункта издательского дома "Коммерсант" в Вашингтоне. По мнению Сидорова, на коробочке с символической кнопкой, которую нажали Хиллари Клинтон и Сергей Лавров, следовало написать не "перезагрузка", а "перемотка назад", не даром администрация Обамы поручила подготовить почву для первой встречи президентов США и РФ двум экс-госсекретарям - Генри Киссинджеру и Джеймсу Бейкеру.
"Однако кое-какие связи Киссинджера и Бейкера заставляют усомниться, что эти люди вправе формулировать курс США в отношении России", - пишет Сидоров, информируя, что "по некоторым сведениям, консалтинговое агентство Киссинджера Kissinger & Associates помогает своими рекомендациями Кремлю, а Джеймс Бейкер - один из партнеров в юридической фирме Baker Botts, которая представляла интересы "Газпрома" и "Роснефти". "В отношениях Kissinger & Associates и Baker Botts с российской стороной нет ни малейшей примеси непорядочности. И все же напрашивается вопрос, почему представители компаний, предположительно оказывающих услуги за деньги, ведут переговоры от имени администрации США", - указывает Сидоров.