Второй процесс по делу Ходорковского начался в Москве накануне первой встречи президентов Дмитрия Медведева и Барака Обамы. Дело Ходорковского, отмечает корреспондент Le Figaro Фабрис Ноде-Ланглуа, стало символом авторитаризма и клептократии режима Владимира Путина.
Автор статьи напоминает, как 18 ноября 2005 сенатор Обама вместе с Джоном Маккейном и Джо Байденом представили Сенату резолюцию по делу Ходорковского, где говорилось, что "российская судебная система не обеспечила справедливого, прозрачного и непредвзятого рассмотрения дела Михаила Ходорковского и Платона Лебедева". Они призывали российские власти рассеять сомнения, наводящие на мысль, что "процессы Ходорковского и Лебедева политически мотивированы". Поднимет ли Барак Обама этот вопрос на нынешней встрече с российским президентом?
Выступая на процессе, Михаил Ходорковский попросил вызвать в качестве свидетелей Владимира Путина, которому он лично докладывал, на что расходовались средства ЮКОСа, и Игоря Сечина, которого бывший глава ЮКОСа считает инициатором его преследования.
По мнению адвокатов Ходорковского, 14-томное обвинительное заключение - кафкианский абсурд: ЮКОС обвиняется в хищении 20 млрд долларов, полученных от продажи нефти. По словам самого Ходорковского, процесс не имеет смысла, так как правительство уже завладело собственностью ЮКОСа. С такой точкой зрения, продолжает Фабрис Ноде-Ланглуа, согласны многие наблюдатели.