Нужно оздоровление как в экономике, так и в политике
Как пишет журналист The Washington Times Ариэль Коэн, по иронии судьбы встреча президента Обамы с его российским коллегой Медведевым "на полях" саммита "двадцатки" состоится на следующий день после начала судебных слушаний по делу экс-олигарха Михаила Ходорковского. Этот процесс стал своего рода символом пресловутого "правового нигилизма", борьбу с которым Дмитрий Медведев провозгласил своим личным "крестовым походом".
Без сомнения, лидеры России и США, кстати, оба юристы по образованию, будут заняты вопросами экономики и безопасности, однако они должны найти место в своей повестке дня и для правосудия.
Борьба с коррупцией, пишет Коэн, никогда исторически не была успешной в России. При коммунистах не было независимых судов, да и до них все было не очень хорошо. Сейчас при Медведеве появляется действительная возможность перемен к лучшему.
После падения СССР при Ельцине, несмотря на недостаточную квалификацию и подкупы, российские суды начали движение к независимости, однако в 2002-2003 годах процесс пошел в обратном направлении: восторжествовало так называемое "телефонное правосудие". Водоразделом стал процесс над Михаилом Ходорковским, которого многие чиновники открыто обвиняли в политических амбициях и поддержке либеральной оппозиции. Сейчас же вместо условно-досрочного освобождения он может получить второй срок, что фактически будет означать пожизненное заключение. Если это произойдет и Запад не вмешается, заключает автор статьи, это будет означать полное попрание принципов правового государства в России и победу "силовиков".
Если Медведев хочет остановить тех, кто, согласно популярному сейчас в России выражению, "кошмарит" бизнес и инвесторов, он должен однозначно дать понять спецслужбам, прокуратуре и другим силовым структурам пределы их компетенции.
Все это должно стать предметом обсуждения на встрече Обамы и Медведева, равно как и убийства журналистов и проч. Ведь если российский лидер прислушается к этим словам и отдаст приказ о возобновлении следствия по делам Политковской, Маркелова и других, если он помилует Ходорковского, все это станет мощным сигналом для Запада и для инвесторов, которые пока что чем дальше, тем больше бегут из России.