Повстанцы и коалиция возлагают надежды на дезертирство представителей ближайшего окружения Каддафи, пишет Бернардо Валли в статье, опубликованной в газете La Repubblica.
"Руководители Национального переходного совета Ливии ликуют по поводу дезертирства министра иностранных дел Мусы Кусы, покинувшего Триполи под предлогом нервной депрессии и других недомоганий. Каддафи позволил ему уехать в Тунис: "Там тебя смогут вылечить", - пишет издание.
"Раис не мог не верить своему доверенному лицу, преданному соратнику, который на протяжении десятка лет был хранителем всех секретов, сообщником во всех интригах, заговорах, терактах, поскольку являлся главой разведки, руководителем mukabarat, полицейских-шпионов, более многочисленных, чем во всех диктатурах Магриба и Машрека. Потом он стал министром иностранных дел", - пишет корреспондент.
"Прибыв в Тунис, Куса встретился на острове Джерба с французскими эмиссарами и вылетел в Лондон. Там его встретили с распростертыми объятиями как хранителя новостей и главных секретов о ситуации, в которой находится только что преданный им раис. Вместе с тем, ему не выдано никакой индульгенции, потому что в отношении него уже составлен длинный список обвинений. Муса Куса был и остается номером два в списке ливийских лидеров, которые должны быть преданы суду. Среди обвинений - его участие в качестве организатора взрыва самолета Pan Am над Локкерби. Были времена, когда терроризм был излюбленным видом деятельности Ливии. Но позднее Мусу Кусу стали принимать за рубежом. Именно ему приписывают заслугу в том, что он убедил Каддафи отказаться от ядерной программы. Этот отказ вернул Ливию в мировое сообщество, но, как оказалось, ненадолго", - пишет корреспондент.
"Дезертирство Мусы Кусы имеет огромное значение. Он как никто другой в Триполи знал, что выхода нет. Это был вопрос времени, и раис и его близкие соратники (дети, родственники, министры и генералы) рано или поздно окажутся в руках международного правосудия. Бывший глава спецслужб вне всякого сомнения был в курсе готовящихся или уже совершающихся заговоров в Триполи против Каддафи. Нетрудно представить себе, о чем думал Муса Куса, когда просил у раиса разрешения поехать в Тунис на лечение", - отмечает автор статьи.
"Еще одним высокопоставленным дезертиром стал Али Абдессалам Треки, бывший министр иностранных дел, которого Каддафи назначил представителем Ливии в ООН после отставки чиновника, который не захотел служить раису. Когда повстанцы в Бенгази говорят, что Каддафи ощиплют в его собственном курятнике, они думают о том, что его предадут близкие, его оставят солдаты, когда поймут, что режим Триполи продержится недолго. "Он растает, как масло на раскаленном песке". Даже войска, ведущие бои на "дороге революции", шоссе от Бенгази до Триполи, не смогут перевернуть ситуацию. Они одерживают легкие победы над плохо вооруженными и дезорганизованными повстанцами, но у сторонников Каддафи нет возможности вернуть Киренаику. Самолеты коалиции им этого не позволят", - пишет автор статьи.
"Иными словами, поле боя, оно же прибрежное шоссе, прямое, как шпага, проложенное в пустыне, является ловушкой. Именно на этом, по всей видимости, основывается стратегия НАТО. Командующий силами коалиции канадский генерал Шарль Бушар уверен, что Каддафи будет свергнут не при помощи оружия. Режим раиса дезинтегрируется. Задача коалиции, говорит генерал, защищать гражданское население, но не поставлять оружие повстанцам. В Ливии уже находятся сотрудники ЦРУ, их задача - передавать информацию авиации и присматривать за повстанцами. Британская разведка (MI-6) также присутствует в Ливии. Но ни один западный солдат не вступит на землю Ливии. Главенствующая философия: Каддафи падет сам. Оптимисты и пессимисты называют разные сроки", - пишет корреспондент.