В начале прошлой недели китайские СМИ с большой помпезностью заявили о покупке у России значительной партии многоцелевых истребителей Су-35 и четырех подводных лодок "Лада", пишет Frankfurter Allgemeine. "Контракт, заключенный во время визита в Россию председателя КНР Си Цзиньпиня, стал самым большим в области поставок вооружения за последнее десятилетие", - уточняют журналисты Петра Колонко и Михаэль Людвиг. Как уверили обе стороны, военное сотрудничество между Россией и Китаем не направлено против третьих стран.
Однако при этом не было упомянуто о том, что в России поставки современных боевых самолетов в Китай вызывают ожесточенные споры: есть опасения, что Китай может скопировать российские технологии для разработки собственных самолетов. Такое уже случалось, напоминают авторы, в 1990-е годы с российским Су-27 и его китайским аналогом J-11-B. Многие российские и зарубежные военные эксперты допускают, что Китай планирует подобное и в отношение Су-35.
"Покупка этого самолета - большой прорыв для Китая". Как пишет один китайский обозреватель в Peking Times, "лучшие в мире силовая установка и радар, установленные на самолете, превосходящем американский истребитель пятого поколения F-35, могли бы в будущем помочь Китаю при разработке собственной авиационной техники". В соответствии с официальной точкой зрения Пекина, российские самолеты призваны модернизировать китайские ВВС, пока страна не наладит производство собственных истребителей. По мнению военных обозревателей, они появятся лишь к концу 2010-х годов. Какими характеристиками они будут обладать, пока непонятно.
Технологического трансфера не избежать и с российскими подводными лодками, продолжают авторы материала, ведь две из них, как известно, будут строиться в Китае. Как пишут Колонко и Людвиг, "видимо, соблазны китайского рынка и здесь одержали верх над соображениями технологической безопасности".
Между тем российские военные специалисты придерживаются мнения, что риск копирования Су-35 минимален: для этого необходимо немало технической документации по производству, точная настройка оборудования, проведение целого ряда испытаний и консультации с сотнями инженеров-разработчиков. К тому же, говорится в материале, Москва на переговорах с Китаем изначально настаивала исключительно на продаже готовых изделий, а не поставке комплектующих. Также была отклонена возможность производства самолета по лицензии.