Проводя свою политику экономической дипломатии, основанной на бизнесе, администрация Буша призывает Россию начать реформы в нескольких регионах, чтобы показать всей стране, как можно привлекать частные иностранные инвестиции.
В прошлом министр финансов Пол О'Нил испытывал множество проблем, пытаясь инвестировать средства в российскую алюминиевую промышленность. Сейчас он призывает Россию и Западную Европу поддержать проект создания российских инвестиционных зон. В таких зонах будет жестко пресекаться коррупция, условия контрактов будут выполняться, а главенство закона будет первостепенным.
?Если они выберут подходящее место, возможность добиться реальных успехов будет выше, чем в том случае, если они попытаются делать это на всем огромном пространстве одновременно?, - заявил О'Нил в ходе своей поездки в Россию, состоявшейся на прошлой неделе.
Эти предложения связаны с новой стратегией администрации Буша, которая хочет помочь России решить ее экономические проблемы, сделав эту страну более привлекательной для инвестиций. Во времена Клинтона Россия зависела от многомиллиардной иностранной помощи. Экономическая команда Буша считает, что такие кредиты - бессмысленная трата денег.
Сейчас, когда ослабевший рубль позволил России начать промышленное восстановление, а высокие цены на нефть пополнили правительственную казну, Вашингтон видит возможность переключиться на модель частных инвестиций. Команда Буша хочет, чтобы западные компании инвестировали в Россию, чтобы они развивали бизнес вместе с российскими предприятиями и чтобы были ликвидированы торговые барьеры. Администрация США намерена содействовать вступлению России в ВТО.
О'Нил интересуется концепцией инвестиционных зон с 1999 г., когда он был главой компании ?Alcoa Inc.? Компания пыталась купить за $1 млрд. российский алюминиевый завод и металлургический комбинат. Выяснилось, что у американской компании нет возможности обеспечить себя надежными контрактами на поставки электроэнергии и другими элементами проекта, и сделка не состоялась.
О'Нил предполагает, что отобранные регионы могли бы получать помощь из-за рубежа, если они реформируют суды и бюрократические системы так, чтобы инвесторы были уверены, что законы коммерции будут строго соблюдаться. Представители министерства финансов США уже пытаются - пока с ограниченным успехом - убедить министерства финансов Европы, Канады и Японии в том, что Мировой Банк и Европейский банк реконструкции и развития должны предоставлять помощь только тем российским регионам, где строго соблюдаются стандарты в отношении делового климата. О'Нил и другие американские чиновники говорят, что детали проекта пока находятся в стадии разработки.
?В основном капитал идет только в те районы, где созданы благоприятные условия?, - заявил министр торговли Доналд Эванс, сопровождавший О'Нила во время поездки в Россию. Оба министра не скупились на похвалы в адрес президента Владимира Путина и его готовности улучшать деловой климат в России.
Однако некоторым российским чиновникам не нравится идея отбора регионов из-за сопутствующего фаворитизма. Путин, пытаясь укрепить позиции федерального правительства, делает особый акцент на единообразии при проведении реформ. Предыдущие попытки создать особые экономические зоны - защищенные от налогов и импортных тарифов - приводили к созданию благоприятных условий для отмывания денег и взяточничества.
Перед администрацией Буша стоит еще более сложная задача: попытаться добиться поддержки России на международных переговорах о сокращении мирового производства стали за счет закрытия неприбыльных предприятий. Белый Дом считает, что его инициатива поможет повысить цены и поддержать переживающих нелегкие времена американских производителей и рабочих металлургических предприятий в тот момент, когда президент нуждается в поддержке конгрессменов-демократов при реализации своей широкой программы по либерализации торговли.
?Мы ищем глобальное решение глобальной проблемы перепроизводства стали, - сказал Эванс. - Мы надеемся, что россияне поддержат наш подход?.
Однако обиженные на то, что США недавно блокировали импорт стали, российские чиновники в частных беседах выражают сомнения в том, что промышленность сможет выдержать удар, которые им нанесут правительства богатых государств, если попытаются сократить объемы производства. Однако публично они говорят, что готовы обсуждать инициативу США.
?Что касается окончательного решения, я бы сказал, что нам придется его обсуждать, - подчеркнул заместитель министра торговли Максим Мидвидков. - Пока рано давать окончательную оценку планам США?.
Сомнения России отчасти объясняются тем, что частные металлургические предприятия в последние годы переживают бум, в том числе связанный с низким курсом рубля. Частные компании, скорее всего, выступят против сокращения объемов производства. По мнению аналитиков, у правительства нет средств, чтобы заставить их выполнять такие требования.