Россия собирается модернизировать свой раздутый оборонный сектор, в два раза сократив количество производителей оружия и объединив оставшиеся предприятия в крупные корпорации, способные конкурировать на мировых рынках оружия.
Вице-премьер Илья Клебанов подчеркнул, что эта коренная реорганизация соответствует общемировой тенденции в сторону консолидации отрасли. В качестве примера он упомянул ?Boeing Co.? и ?European Aeronautic Defence and Space Co.?
В советские времена российские оборонные предприятия процветали благодаря гарантированным государственным оборонным заказам, крупным продажам оружия союзникам и щедрым правительственным инвестициям в исследовательские работы. После развала Советского Союза отрасль переживает кризис. Количество заказов резко сократилось, даже со стороны российских вооруженных сил. В настоящее время оборонные мощности загружены всего на 50%.
Россия много раз заявляла о своем желании уменьшить объемы военного производства, но предыдущие попытки реформировать сектор успехом не увенчались. Планы перевести заводы на производство гражданской продукции по большей части ни к чему не привели, поскольку сильное военное лобби сопротивлялось закрытию предприятий.
Однако утвержденный в пятницу план является самым детальным проектом реформирования отрасли. Количество российских заводов, которых в настоящее время 1700, будет уменьшено вдвое, остальные будут консолидированы в 36 крупных холдинговых компаний с широкими производственными портфелями. Надежды возлагаются на то, что, объединив свои усилия, производители оружия смогут экспортировать больше, а полученные средства пойдут на разработку новых систем оружия.
Аналитики говорят, что для успешной реализации программы придется объединять компании различных видов собственности, то есть вновь национализировать предприятия, приватизированные в девяностых. ?Это просто неосуществимо?, - считает Руслан Пухов из Центра анализа стратегий и технологий.
Российская авиакосмическая промышленность давно страдает от раздробленности. Конструкторские и производственные подразделения часто работают как отдельные компании и конкурируют друг с другом за получение экспортных заказов. Пока попытки консолидации в лучшем случае оказывались эпизодическими.
В 1996 г. правительство создало государственную корпорацию, выпускающую самолеты ?Су? - один из самых успешных российских экспортных товаров. Против слияния резко выступали конструкторское бюро ?Сухого? и три предприятия, производящих самолеты, некоторые из которых уже были приватизированы и довольны своей независимостью.
Против консолидации часто выступают губернаторы, для которых военные заводы являются основой местной экономики - даже в том случае, если никто не покупает производимую ими продукцию. Они говорят, что закрытие неэффективных предприятий приведет к массовой безработице и повышению уровня социальной напряженности.
Правительство предлагает, в конце концов, объединить ?Сухой? с двумя другими российскими аэрокосмическими компаниями - производителем коммерческих авиалайнеров ?Илюшиным? и производителем вертолетов ?Милем?. Параллельная структура будет создана за счет слияния МАПО, производящего самолеты ?МиГ?, ?Туполева? и вертолетной компании ?Камов?.
Многие сомневаются в эффективности подобной реформы сверху. По мнению аналитиков, наиболее многообещающих результатов российской авиапромышленности удалось добиться благодаря тому, что бизнесмены покупали акции авиазаводов и вводили в эксплуатацию новые, рентабельные производственные линии, изготовляя, к примеру, коммерческие самолеты.
?Предприятия будут работать хорошо, если у них есть реальный хозяин, а не в том случае, если они на сто процентов будут принадлежать государству, - считает Пухов. - Государство никогда не умело хорошо распоряжаться своей собственностью?.