Во вторник западная пресса активно обсуждает ливано-израильский военный конфликт. Немецкая Der Tagesspiegel в статье "Смерть приходит из гаража" пишет о том, что невозможно привести веские аргументы в оправдание убийства 40 детей.
Знали ли израильтяне, куда они наносили свои удары или нет, в любом случае "Хизбаллах" одержала решительную победу в борьбе за благосклонность мировой общественности, считает газета. К военной тактике "Хизбаллах" стоит присмотреться повнимательнее, поскольку здесь вырисовывается поле битвы из будущего. Никакие боевики так искусно и систематично еще не использовали асимметрию боевых действий: "Хизбаллах" занимает бункеры в населенных районах, а боевые действия ведет, прикрываясь мирным населением. По некоторой информации, ливанская семья получает по 100 долларов в месяц за то, что укрывает в своем гараже или подвале "Катюшу".
Когда боец, приписанный к определенной ракете, получает приказ вступить в бой, он едет по адресу, где спрятана ракета, и производит оттуда ее запуск. Вся операция занимает не больше 15 минут. "Хизбаллах" - враг, которого невозможно поймать, и эта группировка является хорошо вооруженной террористической организацией за всю историю. Регулярная армия, за которой зорко следит вся мировая общественность и которая стремится к соблюдению международных законов военного времени, не имеет против такого противника ни малейшего шанса, считает газета.
Волна возмущений во всем мире, вызванная убийством мирных жителей в Кане, была просчитана со стороны "Хизбаллах". Боевики рассчитывали на то, что враг сам себя закует в кандалы; в те кандалы, которые эта организация давно с себя сбросила. Один шиит с юга Ливана описал этот расчет в письме, адресованном Tagesspiegel: когда "Хизбаллах" после вывода израильских войск с юга страны вошла на эту территорию, она начала строительство оружейных складов, а над ними - школ и жилых домов. Шейх сказал ему тогда, что "евреи проиграют в любом случае: либо на них будут сыпаться ракеты, либо, если они начнут атаковать склады и бункеры, мировая общественность осудит их действия из-за гибели мирного населения".
Израильтяне допустили много ошибок, зачастую они действовали неосмотрительно. Однако, по сути, перед ними встала такая же проблема, как перед НАТО во время войны в Косово: демократические сообщества не выносят войн, в которых гибнут их солдаты. Поэтому они предпочли наземным операциям воздушную войну. Но в результате воздушных ударов гибнет в основном мирное население. Налицо парадокс, отмечает газета.
Итальянская La Stampa пишет о том, что этой ночью израильская армия начала самое крупное наземное наступление в Ливане с момента начала боевых действий 12 июля. Военное руководство уже давно рекомендовало расширить наступательные действия. Теперь израильские солдаты могут углубиться на территорию Ливана на несколько километров.
Ранее Эхуд Ольмерт проинформировал государственного секретаря США Кондолизу Райс о том, что в течение 48 часов израильская авиация не будет предпринимать активных действий, дабы мирные граждане могли покинуть южные районы Ливана. Но удары с целью устранения угрозы безопасности Израиля наноситься будут. К концу дня список военных акций, предпринятых Израилем, был довольно длинным, при этом число ракет, выпущенных "Хизбаллах" по территории Галилеи, снизилось со 150 (в воскресенье) до нуля.
Эхуд Ольмерт заверил, что Израиль продолжит сражаться до тех пор, пока "Хизбаллах" не будет разоружена и поставлена в такие условия, что не сможет больше наносить вред. Но его правительство понимает, что высокая дипломатическая активность, последовавшая за гибелью мирных жителей в Кане, может связать Израилю руки. Есть причина, по которой необходимо ускорить темпы, чтобы достичь, по меньшей мере, одной цели: разрушения "линии Мажино", которая тщательно создавалась, день за днем, боевиками "Хизбаллах" и их иранскими советниками вдоль границы с Израилем. Система бункеров, складов, тоннелей и укрепленных огневых точек, которая представляет реальную угрозу для тех, кто живет в Галилее. "Мы больше не можем мириться с их присутствием рядом с нашими домами", - воскликнул Ольмерт.
Американская газета The Washington Post в статье "Нам не нужен "пластырь" на Ближнем Востоке" публикует позицию Джимми Картера, бывшего президента США.
Ближний Восток - пороховая бочка, со всех сторон окруженная ключевыми игроками, которые поджидают любой возможности уничтожить своего врага с помощью пуль, бомб и ракет. Одна из болевых точек Израиля и повторяющийся повод для начала насилия - это захваченные заключенные. Палестинские и ливанские боевики знают, что захваченный израильский солдат или гражданин - это либо повод для конфликта, либо ценная разменная фишка для обмена пленными. Эта предпосылка основывается на многочисленных случаях таких обменов, включая обмен 1150 арабов, в основном палестинских, на трех израильских солдат в 1985 году, обмен 123 ливанцев на останки двух израильских солдат в 1996 году и 433 палестинцев и прочих на израильского бизнесмена и тела трех солдат в 2004.
Бесспорно, Израиль имеет право защищать себя от нападений на своих граждан, однако бесчеловечно и непродуктивно наказывать мирное население, исходя из нелогичной надежды, что оно почему-то будет винить "Хамас" и "Хизбаллах" в том, что те навлекли это бедствие. Напротив, результатом стало то, что эти группы привлекли широкую поддержку арабских стран и всего мира, в то время как ненависть к Израилю и США усилилась, считает бывший президент США.
Насущная потребность Ливана - это прекращение атак Израиля, контроль национальной регулярной армии над югом страны, прекращение деятельности "Хизбаллах" как отдельной боевой силы и предотвращение нападений на Израиль в будущем. Израиль должен покинуть все ливанские территории, включая фермы Шеба, и освободить ливанских пленных, пишет Картер.
Главным препятствием для прогресса является странная политика Вашингтона, подразумевающая, что диалог по спорным моментам может быть возможен только в случае подчинения, и в нем отказывают тем, кто не признает власти США. Прямой контакт с Организацией освобождения Палестины или с ПА и властями Дамаска будет необходим, если мы хотим добиться безопасности достигнутых соглашений. Неспособность напрямую заняться этими вопросами и обратиться к лидерам влечет за собой угрозу создания сектора еще большей нестабильности, охватывающего Иерусалим, Бейрут, Дамаск, Багдад и Тегеран, считает Картер.