Южная Корея ошеломлена известием об убийстве второго заложника боевиками движения "Талибан". Власти в Сеуле требуют от президента Афганистана спасти жизни остальных заложников - ставя при этом Карзая перед неразрешимой задачей
Пресс-секретарь афганского президента Хамида Карзая много говорит в это утро. Хамид Зада сидит в своем великоватом голубом костюме на подиуме пресс-центра. Над ним сверкает гигантская люстра, у него в ногах на корточках устроились около 80 афганских и иностранных журналистов. Пресс-секретарь Карзая говорит длинными предложениями. Он иногда переходит на английский, а потом снова на фарси. Зада жестикулирует, пытается выглядеть оптимистично, но при этом не вселять ложных надежд. И ему известно, что сегодня речь идет не больше не меньше, как о жизни и смерти южнокорейских заложников.
Фразы, которые произносит Зада, похожи одна на другую. "В принципе, - говорит он, - уступки террористам - это большая ошибка, которую афганское руководство резко отвергает". Не закончив этого предложения, Зада неоднократно оговаривается, что афганское руководство сделает "все", чтобы спасти жизни находящихся в плену граждан Южной Кореи. "Мы надеемся на позитивное окончание, и мы боремся за это, - заявил он. - Но мы не можем ничего гарантировать". В конце, немного нервно, Зада обрывает пресс-конференцию. Кроме как о принципах афганских властей, похоже, ни о чем другом он не может говорить.
Выступление пресс-секретаря было первым официальным заявлением правительства Хамида Карзая относительно драмы с заложниками, которая продолжается 13-й день. Утром во вторник полиция провинции Газни нашла изрешеченное пулями тело одного из заложников. Южнокорейские власти уже подтвердили, что речь идет об одном из христианских волонтеров, которые были похищены 19 июля, когда их группа продвигалась по дороге из Кандагара на юге Афганистана в столицу Кабул. Кроме того, получены доказательства того, что граждане Южной Кореи действительно находятся в руках радикально-исламистского "Талибана". Это талибы сообщили полиции о местонахождении убитого заложника.
Дилемма для афганских властей
Правительство Карзая после обнаружения тела заложника стоит перед дилеммой, поскольку талибы требуют за освобождение остальных выпустить из афганской тюрьмы Пул-и-Шарки вблизи Кабула восемь своих боевиков. Если этого не произойдет, то, как пригрозил накануне утром представитель движения, будут расстреляны все заложники один за другим. До этого представитель талибов дал правительству один день на принятие решения, не исключив, что в зависимости от ситуации еще один заложник может быть убит и во вторник. Даже по голосу талиба можно было почувствовать, что ему известно, какой властью он обладает.
Жесткая позиция в отношении тех, кто захватил заложников, чревата огромным риском. В воскресенье с Карзаем встретилась высокопоставленная делегация из Южной Кореи. Если верить западным дипломатам, члены делегации оказывали на Карзая давление, и, по сообщениям из Кабула, южнокорейская сторона готова заплатить выкуп. Но в любом случае Кабул должен сделать все возможное для того, что освободить заложников.
После убийства второго заложника в стране царит траур и ужас. Сеул снова усилил во вторник давление на Карзая. Как только власти Сеула установили личность убитого, они потребовали от Кабула большего участия. Требование похитителей, как говорится в заявлении администрации президента, не может быть выполнено южнокорейским руководством: "У нас нет действенных средств для того, чтобы повлиять на решения афганских властей". Несмотря на то, что известно, как международное сообщество относится к захватам заложников, президент попросил проявить "больше гибкости", чтобы спасти жизни заложников.
Какое решение примет афганское правительство, точно не знает никто в Кабуле. Это невозможно было понять и из заявлений пресс-секретаря - он в резкой форме отказался отвечать на вопросы о деталях похищения. И даже телефонные переговоры с высокопоставленными чиновниками правительства не внесли ясности. "Мы угодили в ловушку, - заявил советник Карзая. - Любое решение в конце концов навредит правительству". Однако советник отказался ответить на вопрос о том, что он лично рекомендует предпринять президенту. В конце концов, подводит он итог, Карзай должен сам принять решение, "что является более правильным для нашей страны и наших друзей за границей".
Жесткая позиция или уступки - все связано с риском
В нынешней ситуации Карзай проиграет при любом исходе - он стал заложником своей собственной политики. Похоже, талибы намеренно требуют освобождения простых боевиков, которые сидят в афганской тюрьме, а не тех, что находятся в руках американцев или международного контингента Isaf. И различные представители движения "Талибан" постоянно подчеркивают, что их требования нацелены только на афганское правительство. "Если мы убиваем заложников, то только потому, что правительство в Кабуле не хочет вести с нами переговоров", - заявил представитель талибов во вторник утром. Другими словами, ответственность целиком и полностью лежит на Карзае.
Карзай окажется в убытке в любом случае
Независимо от того, какое решение примет Карзай, он окажется в убытке. Если он согласится на выдвинутые требования, ему следует ожидать волну критики со стороны США и других партнеров Америки по НАТО. Карзай запланировал в конце недели визит в США (по всей вероятности, Буш будет принимать его в Кемп-Дэвиде), и во время переговоров речь неизбежно должна зайти и о ситуации с заложниками.
Один раз в этом году Вашингтон, вкупе с Лондоном с Берлином, устраивали афганскому президенту головомойку, когда он обменял на итальянского журналиста Даниеле Мастроджакомо несколько высокопоставленных функционеров "Талибана". "Италия радовалась, журналист радовался, но больше всего радовались талибы", - заявил тогда высокопоставленный представитель администрации. Теперь же администрация США придерживается позиции, что в ответ на политические требования надо сохранять жесткость.
Кабул после освобождения итальянского журналиста со всей очевидностью пытался погасить волну критики в свой адрес. Безвластный глава правительства находится в такой сильной зависимости от США, что он не может позволить себе экстравагантные поступки без согласия Вашингтона. Не успел Мастроджакомо покинуть страну, как афганский президент заявил о том, что речь шла об "исключении". Рим пригрозил немедленным выводом войск из гор Гиндукуша, если журналист не будет освобожден целым и невредимым. После освобождения Карзай заверил, что подобного больше не повторится.
Пресс-секретарь Карзая признался в разговоре с глазу на глаз после окончания пресс-конференции, что в определенном смысле была допущена ошибка. Но когда другие журналисты тоже начали прислушиваться, то он быстро добавил, что в подобных вопросах не может быть ни однозначного "нет", ни однозначного "да".
Но и другой вариант, то есть жесткая позиции в отношении похитителей, таит в себе огромный риск. Уже сейчас не только южнокорейские журналисты, но и многие дипломаты задаются вопросом, почему в одном случае афганское руководство пошло на уступки, а в другом делать этого не хочет.
Президент Хамид Карзай, и это более чем очевидно, должен будет принять самостоятельное решение в ближайшее время. Объявленный талибами ультиматум истекает в 12:00 по местному времени в среду.