Новая концепция внешней политики России
Если считать, что речь шла о запуске новой доктрины, то это походило скорее на зловещее шипение, чем на большой взрыв. 28 июля на брифинге в Брюсселе Дмитрий Рогозин, постоянный представитель России при НАТО, отвечал на большую часть вопросов о кремлевских планах европейской безопасности либо "не знаю", либо "погодите - сами увидите". Но общие черты просматриваются - и не слишком-то успокаивают.
Идея, впервые выдвинутая президентом Дмитрием Медведевым, состоит в том, чтобы провести в Москве крупную международную конференцию - возможно, с участием Индии и Китая, - и договориться на ней о заключении договора, имеющего обязательную силу. По условиям договора будет учреждена организация, которая станет ведать безопасностью в Европе и заниматься в первую очередь такими животрепещущими вопросами, как миграция и терроризм. Область деятельности организации будет простираться от "Владивостока до Ванкувера".
Но в Европе уже есть организация с подобными полномочиями - Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Созданная в счастливые дни, когда сотрудничество между Востоком и Западом процветало, ОБСЕ представляет собой форум для обсуждения, а также инструмент кое-каких добрых дел. В организацию входят Америка и Канада, а также все страны "Европы" (в том числе пять бывших республик СССР, которые обычно считаются центральноазиатскими). Сфера деятельности ОБСЕ простирается от пропаганды свободы прессы до контроля над вооружениями.
Россия в последнее время все больше критикует ОБСЕ, особенно ее подразделение, занимающееся наблюдением за выборами. Дело в том, что Россия, если говорить без обиняков, считает, что после окончания старой холодной войны с ней обошлись несправедливо. ОБСЕ пропагандирует "западные" идеи вмешательства по таким вопросам, как права человека и открытые выборы. Договор об обычных вооруженных силах в Европе, подписанный в 1990 году, позволяет Америке делать в Европе слишком много, а России - слишком мало. НАТО и ЕС безобразничают - например, они бомбили Сербию и признали Косово - и международное право их не ограничивает.
Первая, негласная, цель нового плана России, основанная на реалиях XXI века, по выражению Медведева, состоит, по-видимому, в том, чтобы ослабить, потеснить или окончательно заместить ОБСЕ новой организацией. Россия уже подвергла сильному политическому и бюджетному давлению подразделение ОБСЕ, занимающееся мониторингом выборов, и не дало его наблюдателям виз для приезда на недавние выборы в России - как парламентские, так и президентские. По удачному стечению обстоятельств, Казахстан - союзник России - в 2010 году будет председательствовать в ОБСЕ (и, как полагают некоторые, посадит организацию на рифы).
Еще одна составляющая кремлевского плана - заставить остальной мир принимать всерьез такие организации во главе с Россией, как Организация договора о коллективной безопасности, Евразийское экономическое сообщество, Союзное государство России и Белоруссии и Содружество Независимых Государств. Эти организации настолько незначительны и забюрократизированы, что даже ОБСЕ, эта "хромая утка", на их фоне выглядит солидно. Запад чурается официальных контактов с этими организациями, видя в них всего лишь проводники претензий России на значимость в постсоветский период. Благодаря российскому плану они получат тот же статус, что и ЕС и НАТО.
Третий элемент - это, возможно, стремление способствовать "финляндизации" Европы путем ограничения влияния Америки (но, вероятно, не полного устранения: России нравится определенное присутствие американцев в Европе на тот случай, если немцы начнут задирать нос).
Теперь страны Запада, как никогда разобщенные и занятые другими вопросами, - притом что Россия недавно разбогатела и обрела уверенность в себе - должны решить, что им делать. Если они проигнорируют план России, с их стороны это будет выглядеть грубостью и лицемерием: после многих лет сварливых сетований Россия хотя бы выдвинула конструктивную идею.
Прежде всего, следует ответить, что безопасность - это не только заключение юридических договоров между могущественными странами и блоками, но и определенные ценности. Эта революционная мысль в 1973 году в Хельсинки дала начало организации, которая была предтечей ОБСЕ: тогда советский блок взамен на признание своих границ согласился, что права человека распространяются и на территорию в этих границах. Теперь Россию бесит идея общеевропейский приверженности свободе политической деятельности, верховенству закона и правам небольших государств на самостоятельный выбор будущего для себя, и это обескураживает. Но это свидетельствует скорее о неверной позиции России, чем о каких-то иных проблемах.