The Guardian и The Washington Post уделяют внимание закону, который вступает в силу в России сегодня. Эта норма, известная как "закон о блогерах", приравнивает популярные блоги к СМИ.
"Россия ужесточает контроль над блогосферой" - заявляет в заголовке The Guardian. "Блогосфера остается одной из немногих площадок, где люди могут свободно критиковать правительство", - пишет корреспондент Алек Лун.
Власти заявляют, что цель закона - "деанонимизировать популярные сайты". "Видные блогеры утверждают, что это еще один шаг, направленный на подавление свободы выражения мнений, и что он будет использоваться против критиков режима", - говорится в статье.
Социальные медиа, на которые распространяется новый закон, сыграли важную роль в организации протестов против Путина в 2011-2013 годах, а также стали жизненно важной площадкой для критиков, пишет газета.
"У властей уже есть широкие полномочия по закону от 2013 года: они могут закрывать сайты за пропаганду "экстремистской деятельности" или "участия в публичных мероприятиях, проводимых в нарушение надлежащих процедур", - напоминает издание.
Популярный блогер и медиа-предприниматель Антон Носик назвал "закон о блогерах" неконституционным. "Это делается, чтобы создать ситуацию, где "Большой Брат" следит за тобой", - сказал он.
Другой известный блогер Леонид Каганов заявил в интервью "Афише", что это очередная попытка передать регулятивные полномочия из рук судебной системы в руки неизвестных чиновников.
В другой статье в The Guardian предложены, согласно заголовку, "Пять идей с милыми котиками, которые помогут не подпасть под новый жесткий российский закон о блогерах". Обозреватель Мейв Ширлоу цитирует слова замглавы Роскомнадзора Максима Ксензова в интервью "Ленте.ру": "Если вы в своем блоге публикуете фотографии котиков, выражаетесь исключительно культурно и не разглашаете государственную тайну, эта обязанность может не наступить вообще никогда - даже если у вас миллион уникальных посещений в сутки".
В этой связи газета советует российским блогерам 5 источников контента: прямую трансляцию из московской гостиницы для кошек, любые материалы об очаровательной породе кошек "русская голубая", сайт художницы Светланы Петровой Fat Cat Art (она делает коллажи, где "кошки в смешных позах сочетаются со знаменитыми произведениями искусства"), видеоролики о коте Stereo Skifcha, которые стали сенсацией в 2011 году, а также аккаунт Московского зоопарка в "Инстаграме" ("правда, там есть не только котики, но и их дикие друзья - это, наверное, в рамках правил").
"Российский закон о блогерах накладывает новые ограничения на свободы в интернете" - так называется статья в The Washington Post. Ограничения введены после того, как некоторые из самых заметных независимых российских интернет-СМИ были заблокированы или выхолощены, а также в критический момент для украинского конфликта, усилившего трения между Россией и Западом, отмечает журналист Майкл Бёрнбом. По словам блогеров и активистов, закон будет поощрять самоцензуру и создаст новые риски для сторонников взглядов, которые идут вразрез с официальной линией.
"Критики, среди которых есть и некоторые прокремлевские законодатели, говорят, что правила путаные и плохо написаны, что их трудно исполнять последовательно. Но конечный эффект - в том, чтобы поставить значительное число известных российских интернет-деятелей в положение, когда они теоретически постоянно совершают правонарушения", - пишет газета, пересказывая мнения критиков.
С сегодняшнего дня "любой блогер может столкнуться с угрозой уголовного преследования", сказал известный блогер-оппозиционер Олег Козырев.
Газета останавливается на особенностях момента: российские телеканалы освещают украинский конфликт далеко не так, как западные. Большинство российских телеканалов заключили, что ракету, которая сбила малайзийский авиалайнер, выпустили украинские силы. Западные СМИ, напротив, фокусируются на выводах разведок США и Украины, что ракета была запущена с территории, подконтрольной повстанцам.
Еще до того, как закон о блогерах вступил в силу, простор для выражения своих мнений в интернете съежился. В будущем году должны вступить в силу новые ограничения, обязывающие хранить данные российских пользователей на территории России, поясняет автор. 1 февраля вступил в силу закон, который "дает российским властям право блокировать сайты без каких-либо официальных объяснений" (формулировка газеты).
Возвращаясь к "закону о блогерах", газета замечает: "Пользователям также запрещено употреблять цветистые русские непристойные слова, которые повсеместно распространены в интернете, в массовой культуре и, кстати, в залах заседаний российских законодательных органов".
На этой неделе Роскомнадзор заявил, что блогерам придется регистрироваться, лишь если ведомство попросит их об этом.
По словам аналитиков, это, возможно, означает, что Россия пока не приближается к тотальному техническому контролю интернета по китайской модели.
То, что разных точек зрения постепенно становится все меньше, негативно влияет на политические дебаты в России, отметил редактор заблокированного сайта Grani.ru Владимир Корсунский. Когда у всех одно и то же мнение, "требуется храбрость, чтобы сказать: "Нет, я с этим не согласен", пояснил он.