В России существует две экономики - легальная и теневая. В последней занято порядка 20 млн россиян: кто-то делает мебель, кто-то ремонтирует автомобили, стрижет или шьет одежду - и никто не платит налогов. Российский президент Путин хочет вывести миллионы россиян из теневого сектора в легальный. Но это "довольно рискованный проект", говорится в материале обозревателя немецкой газеты Die Welt Эдуарда Штайнера.
"То, что Путин обратил внимание на этих людей, неслучайно. Для этого есть две причины, - рассказывает автор. - Первая заключается в том, что государству, на протяжение двух последних лет переживающему рецессию, необходимы деньги. Причем ничего подобного в последние 16 лет не было".
Согласно главенствующей ныне точке зрения, низшая точка кризиса пройдена и в текущем году сокращение ВВП составит всего 1,2% против спада в 3,7% в прошлом. "Но, поскольку у властей больше нет огромных доходов от продажи нефти, газа и сырья, а доступ к иностранным рынкам капитала ограничен, они судорожно ищут новые источники поступлений", - говорится в статье.
"Гаражная экономика" имеет давние традиции в России. Ее корни уходят во времена Советского Союза, когда мужчины и женщины использовали любое свободное пространство, чтобы попытаться "на коленке" сделать то, что было в дефиците при плановой экономике, говорится в статье. Некоторые застряли в этом до сих пор. В отличие от юридических компаний, бизнес такого "гаражника" невозможно продать - только уничтожить его или отнять.
"Разумеется, "гаражники" не смогут решить проблему дефицита средств в казне, но они могли бы внести определенный вклад в решение проблемы, в том числе потому - и это вторая причина Путина - что их очень много", - продолжает Штайнер. Как следует из опроса Российской академии госслужбы при президенте РФ, в теневом секторе российской экономики занято 30 млн человек, иными словами, порядка 40% трудоспособного населения России. Более того, еще в 2013 году вице-премьер Ольга Голодец утверждала, что ей неизвестно, где и кем работают 38 млн россиян. Согласно экспертам Высшей школы экономики, количество занятых в теневой экономике составляет от 17 до 18 млн человек.
По мнению бизнес-омбудсмена Кремля и лидера новой "Партии роста" Бориса Титова, легализация "нелегально занятых" приведет к увеличению ВВП на целый процент. В результате дело остается "за малым" - запустить процесс легализации. Не так давно первый вице-премьер Игорь Шувалов предложил заняться этим налоговой службе, говорится в статье.
Но на самом деле никто не знает, как люди отреагируют на то, что власти возьмутся "за их средства выживания", отмечает автор. Так, социолог Симон Кордонский прогнозирует социальную напряженность. Губернатор Владимирской области Светлана Орлова вообще заявила, что власти рискуют спровоцировать "целую революцию".
"Из-за этого вполне возможно, что предложение Путина так и останется предложением, - подытоживает Штайнер. - Несмотря на всю жесткость, которую старается демонстрировать Путин, он становится крайне медлительным и боязливым, когда речь заходит о реформах, чреватых недовольством населения. В связи с этим до президентских выборов 2018 года никакого устранения теневой экономики, повышения пенсионного возраста или радикальной борьбы с коррупцией не будет".